Каким человеком был Николай II

Каким человеком был Николай II
Лица
admin
Фото: BUKA-BUKA
19:15, 16 январь 2019
1 219
0
Николай II не обладал, в отличие от своего отца, свойством говорить своим сотрудникам правду в глаза. Он за их спиной принимал решения, в том числе об их отставке, и ставил их перед свершившимися фактами заочно...

«В признании отсутствия государственного опыта у завтрашнего руководителя судьбами России», по признанию бывшего члена Государственного Совета Российской Империи, Владимира Иосифовича Гурко, сходились все благонамеренные люди, когда внезапно узнали, что Император Александр III неизлечимо болен: «Неудивительно, что будущее представлялось при таких условиях столь же непредвидимым, сколь смутным».

Каким человеком был Николай II

Неготовность к вызовам времени

Мнения революционеров и либералов о Николае II не могут быть объективными по понятным причинам: они были политическими врагами монархии. Для оценки личности и деятельности последнего Императора важны суждения лиц лояльных. Здесь мы обнаруживаем, что ни один из них не говорит, что Николай II обладал выдающимися государственными способностями. Во всех мемуарных оценках, сквозь дань уважения погибшему Монарху, проскальзывает горечь осознания его неумения предотвратить постигшую Россию катастрофу.

В самом лучшем случае, последний Государь был средним по своим качествам вождём. Но в эпоху, когда Россия и весь мир радикально трансформировались под влиянием промышленной революции, этого было явно недостаточно.

Слабость правящего класса

Императора, даже близко знавшие его люди, часто упрекали в безволии, в подчинении Императрице Александре Фёдоровне, а то и «старцу» Распутину. Лучше осведомлённые лица, а также объективные историки (даже враждебного лагеря) показали несправедливость и односторонность этих оценок. Николай II обладал волей в проведении в жизнь тех планов и начинаний, в необходимости которых был уверен. Беда была в том, что обычно эти планы не заключали в себе действенных средств повышения эффективности управления и борьбы с революцией, а были направлены на, пусть важные, но побочные цели (например, экспансия на Дальнем Востоке, введение «сухого закона»).

Впрочем, это была беда не только Николая II, а всего правящего класса Российской Империи. Никто в нём не представлял, каким образом можно обеспечить стабильное развитие России, не затрагивая основ существующего строя. Реформы Витте затрагивали только одну сторону жизни России. Курс Столыпина на комплексное преобразование страны вызвал страх у Николая II, что он приведёт к ликвидации самодержавия.

Плохая репутация у слуг

Николай II не обладал, в отличие от своего отца, свойством говорить своим сотрудникам правду в глаза. Он за их спиной принимал решения, в том числе об их отставке, и ставил их перед свершившимися фактами заочно. В результате десятилетиями служившие верой и правдой сановники чувствовали себя незаслуженно обиженными и становились рассадниками слухов и сплетен про якобы «тёмные силы при дворе», которых слушается Император.

Одним из таких передатчиков дискредитирующих слухов стал Витте. Показательна также история с увольнением Председателя Совета Министров Владимира Николаевича Коковцова в 1914 году. В письме, присланном министру на другой же день после благожелательной аудиенции, Царь сообщил ему об его почётной отставке. Своё решение Николай II мотивировал тем, что совмещение в одном лице должности премьера с одной из министерских должностей (Коковцов был министром финансов) неправильно. Кроме того, Императору требовался «свежий человек». Но 60-летнего Коковцова (он умер, к слову, в 90 лет) на посту премьера заменил «свежий» 74-летний И.Л. Горемыкин. А потом, во время Мировой войны, другой «свежий» старец, 68-летний Б.В. Штюрмер, совмещал пост премьера с постами министров иностранных и внутренних дел.

Истинная же причина увольнения заключалась в желании Николая II ввести сухой закон, которому Коковцов, как министр финансов, противился. Неудивительно, что этот и другие подобные случаи создали Царю в его окружении репутацию человека непостоянного и скрытного. Сановный Петербург охотнее простил бы Государю «отеческие» разносы и распекания в духе его покойного отца Александра III или Николая I, чем «джентльменскую» вежливость.

Высокомерие и неспособность оценивать обстановку

Николай II презирал общественное мнение. Поскольку таковое было враждебно русской государственности, это было оправданно. Но под конец своего правления он перестал внимать любым советам, противопоставив себя даже собственной Династии, включая Императрицу-Мать и большинство Великих Князей. При этом он выпустил из своих рук бразды правления, а всех сколько-нибудь способных министров заменил безынициативными ничтожествами. В итоге Февральская революция 1917 года застала Николая II врасплох.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)