Высоцкий и КГБ

Высоцкий и КГБ
Музыканты
admin
Фото: BUKA-BUKA
04:02, 22 октябрь 2018
1 471
0
Чтобы рассуждать о роли КГБ в судьбе Щ Высоцкого, нужно понимать, что он не был для этой организации врагом: к диссидентам не относился и против советского строя не выступал. Просто он был яркой независимой личностью, которая своим свободомыслием создавала для «конторы глубокого бурения» некое беспокойство. А потому КГБ и действовал по отношению к нему в своей традиционной манере, которая заключалась в "запрещать и не пущать". Высоцкий — отец шансона? Владимиру Высоцкому банально не давали выступать. А если ему удавалось прорваться через все препоны и дать концерт в каком-нибудь захудалом ДК, то реакция органов следовала незамедлительно. Уже на следующий день с директором этого ДК обязательно проводилась воспитательная беседа сотрудниками КГБ. Правда, дальше этого дело не шло. Надо понимать, что Высоцкий был не первый
Чтобы рассуждать о роли КГБ в судьбе Щ Высоцкого, нужно понимать, что он не был для этой организации врагом: к диссидентам не относился и против советского строя не выступал.
Просто он был яркой независимой личностью, которая своим свободомыслием создавала для «конторы глубокого бурения» некое беспокойство.
А потому КГБ и действовал по отношению к нему в своей традиционной манере, которая заключалась в "запрещать и не пущать".

Высоцкий — отец шансона?

Владимиру Высоцкому банально не давали выступать. А если ему удавалось прорваться через все препоны и дать концерт в каком-нибудь захудалом ДК, то реакция органов следовала незамедлительно. Уже на следующий день с директором этого ДК обязательно проводилась воспитательная беседа сотрудниками КГБ.
Правда, дальше этого дело не шло. Надо понимать, что Высоцкий был не первый подпольный советский бард и не единственный. Начинал он с «блатных» песен, которые ныне принято называть «шансоном». И в одно время на бобинах магнитофонов тоже подпольно крутились похожие «блатные» песни Аркадия Северного и группы музыкантов, получившей название «Братья Жемчужные». Никого из них за это дело не репрессировали. Но и выступать легально тоже не позволяли. Это было в духе той самой пресловутой двуликой советской морали. Говорят, еще Сталин любил послушать «каторжные» песни.

Высоцкого хотели посадить!

Из всех прочих исполнителей Высоцкий выделялся глубиной таланта. Спектр тем, которые он затрагивал в творчестве, был поистине необъятным, тексты брали за душу, голос «с трещиной» западал в память, а особый нерв его песен прорывался даже через плохое качество записей. А еще песни Высоцкого были умными. И умные люди ценили их за это. Говорят, что Владимиру Семеновичу симпатизировали и негласно покровительствовали важные люди, имевшие репутацию именно умных. В частности, глава КГБ Юрий Андропов и заместитель министра внутренних дел Сергей Крылов. Другое дело, что в России без дураков никак нельзя.
А потому неоднократно предпринимались попытки посадить Высоцкого, который хотел лишь того, чтобы ему не мешали петь. Ходят слухи, что после высылки Солженицына Андропов получил приказ от Суслова найти повод и арестовать Высоцкого, но Юрию Владимировичу удалось отговорить главного идеолога страны.

Золотой самородок

Писатель Мончинскнй рассказывал историю, что в июле 1976 года КГБ планировал операцию «Самородок», в ходе которой Высоцкому, возвращавшемуся из Иркутской области после выступления перед старателями, должны были подбросить золотой самородок, а потом арестовать. Это грозило артисту 88-й, тогда «расстрельной» статьей. Но то ли здравый смысл у сотрудников органов возобладал, то ли Мончинскнй оказался неверно информированным.
Более достоверна другая история, когда в УБХСС Москвы поступил «сигнал» от заместителя начальника Управления музыкальных учреждений Министерства культуры РСФСР на «левую» концертную деятельность Высоцкого. На «сигнал» необходимо было реагировать, и поручили это молодому инспектору Евгению Немченко. Хотя Владимир Семенович не скрывал, что участвовал в «левых» концертах и брал за это деньги, но Немченко не стал «шить» Высоцкому 153-ю статью за частнопредпринимательскую деятельность, а вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Говорят, впоследствии Евгений за либерализм поплатился служебной карьерой.


Существует и история другого толка, как в 1966 году сотрудники ОБХСС планировали задержать Высоцкого на выходе с «левого» концерта, который проходил на некоем «почтовом ящике», принадлежавшем КГБ. Но начальник Московского управления КГБ Светличный сорвал их планы, приказав своим подчиненным вывезти певца на гэбэшной машине.


Марину Влади КГБ хотел использовать как агента влияния?
Как бы там ни было, но после того как у Высоцкого возник роман с известной французской актрисой Мариной Влади, спецслужбы уже явно думали не как посадить его, а как использовать «втемную» в качестве агента влияния. Союз Высоцкого и Влади способствовал как имиджу демократичности социалистического строя, так и укреплению связей с французскими коммунистами. Франция на тот момент входила н тройку самых развитых стран на планете, а компартия (ФКП) играла в ее политической жизни заметную роль. Когда же в нее вступила Влади, ФКП обрела не только в своих рядах мировую знаменитость, но и хорошего спонсора. Марина жертвовала изрядные суммы на нужды партии. Получалось, что Высоцкий привязывал к СССР не только женщину (Влади стала руководителем Общества советско-французской дружбы), но и одну из влиятельнейших партий Франции. Однако «агент влияния» оказался чересчур беспокойным и своевольным. Он проводил время за границей с теми, кого в СССР официально именовали «предателями» и «отщепенцами» — писателем Синявским, поэтом Бродским, художником Шемякиным и другими изгнанными из страны или сбежавшими оттуда деятелями культуры. Самовольно раскатывал по миру. И контролировать Высоцкого, когда он уже на родине обрел неимоверную популярность и на Западе стал знаковой персоной, органам становилось сложно. Высоцкий не гнул спину и не лез за словом в карман.

Как-то сотрудники 5-го «идеологического» управления КГБ попытались приструнить Владимира Семеновича за то, что тот без официального разрешения слетал из Парижа в США. И тот резко ответил: «Я сам знаю, что мне можно и что нельзя. И что вы можете мне сделать? Я всего достиг сам».

Версия
Существуют версии, что КГБ сначала подсадил Высоцкого «на стакан», чтобы легче было выпытывать у него секреты богемной тусовки, а потом и вовсе — «на иглу», чтобы расправиться с ним. Но не хочется думать про отечественные органы столь плохо.

Больше верится Марине Влади, которая объяснила его пагубные пристрастия разочарованием в жизни: «Ты не можешь жить ни поднадзорно-свободным в Москве, ни условно-свободным на Западе. Ты выбираешь внутреннее изгнание. Шаг за шагом ты покидаешь себя...»
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)