ПЕТР I: «РАСЧЛЕНЕНКА» В ПОЛОЦКЕ

Поделиться:

В 1705 году в ходе Северной войны Петру I вместе с армией довелось остановиться в белорусском городе Полоцке (тогда он принадлежал Речи Посполитой, то есть — Польше). Пребывание Петра в Полоцке ознаменовалось драматическими происшествиями...

Классно позажигали в Полоцке

Вот как это описывается у знаменитого русского историка С. М. Соловьева в его «Истории России» (см. т. XV, гл. Ill):
— Петр был раздражен против католического духовенства, которое имело тайные сношения со шведами ко вреду русскаго войска; один из монахов отличался сильными выходками против русских, возбуждал народ к тайному избиению царских солдат, бранил Петра и короля Августа. Петр молчал, потому что считал неблагоразумным, вступив союзником во владения республики, начать преследованием униатов, и тем возбудить подозрение в правительстве и католическом народонаселении Литвы и Польши. Но судьба хотела иначе. Вечером 30 июня, накануне отъезда из Полоцка, он зашел со своими приближенными посмотреть униатский монастырь. Масло было подлито в огонь, существовавшее раздражение усилилось, когда монахи не пустили его в алтарь, как противника их веры. Петр сдержался однако и тут. Увидавши образ, отличавшейся особенными украшениями, он спросил: «чей это образ?» Монахи отвечали: «священномученика нашего Иосафата Кунце-вича, котораго ваши единоверцы умертвили». Тут Петр уже не выдержал и велел своим приближенным схватить монахов. Но монахи, видя малочисленность царской свиты, не сдались, начали кричать о помощи; сбежались послушники; началась свалка, и некоторые из царских приближенных были ранены; наконец русские одолели, четверо униатов были смертельно ранены. В этой схватки раздражение Петра достигло высшей степени, и он велел повесить монаха, отличавшегося своими выходками против него в проповедях...

После совместного распития спиртных напитков...

К сожалению, гениальный ум Петра I не мог в ту пору провидеть, что сделают из этого печального полоцкого случая недруги России. Полоцким событием воспользовались, во-первых, католики, разукрасившие его своими красками. А во-вторых, вообще враги Петра, которые также внесли в описание этого события много фантастического. Они сочинили много басен по этому случаю, как, например, будто Петр I в Витебске изрубил икону св. Иоса-фата (Кунцевича); что в Полоцке в Софийский храм вошел со свитой и ввел своего любимого пса; что монаха, признавшегося униатом, ударил тростью по голове и дал ему пощечину, от которой монах упал, а Петр стал травить его собакой и затем разрубил этого монаха пополам; что Петр вошел в алтарь и раскидал святые дары, а когда их стал подбирать другой иеромонах, то царь отсек ему уши и велел повесить за городом; что Софийскую церковь царь разграбил и запечатал; и многое другое.
Между тем на деле ничего подобного не было, как вполне очевидно из приведенного выше рассказа историка Соловьева и из описания Полоцкого происшествия, сделанного по повелению самого Петра, а также из донесения в Рим папе от современников события — латинских миссионеров из Москвы. У этих миссионеров есть одна замечательная подробность: будто бы царская свита на пиру у Огин-ского пред сим излишне выпила...
2018-2019 BUKA-BUKA. Все права защищены. NatPress.NET. Медиа Холдинг Разработка Бюро Дизайна AiiA.SU
x