Шена Кэррол: «Для меня поезда иллюстрируют все противоречия нашей жизни»
Откуда родилась идея поезда?
Творческий процесс завязан на множестве механизмов. Меня всегда привлекали поезда, они как напоминание об ушедших временах и землях, но в то же время — шаг навстречу будущему, они ведут нас к местам, где мы еще не бывали. Меня всегда привлекал образ поезда. Когда я была маленькой, в десяти километрах от моего дома была железная дорога. Каждый раз, проходя мимо, поезд словно звал тебя куда-то, это было что-то невероятно мощное. Ты не слышал больше ничего вокруг.
Позже, двадцатилетней, я долго работала в Европе, выступая здесь и там, и проводила много времени в поездах. Много поворотных моментов моей жизни случилось там. И меня всегда завораживали противоречия, заложенные в путешествии на поезде: это чувство, что ты вообще не движешься, что ты застрял в какой-то коробке, в то время как, на самом деле, ты несешься куда-то с бешеной скоростью. И всегда есть элемент случайности: мы сами принимаем решение сесть на тот или иной поезд, но потом мы оказываемся заблокированы в этом небольшом пространстве, не зная, кто станет нашим попутчиком, не имея ни малейшего контроля над чередой событий. У меня есть столько невероятных историй, связанных с поездами, с бесконечными разговорами со случайными попутчиками, людьми разных возрастов, национальностей, социального положения.
Как вы отразили эти мысли в спектакле «Пассажиры»?
В спектакле всегда есть несколько пластов, уровней восприятия. Когда я приступаю к работе, я позволяю идее медленно кипеть, пока не вытащу её сущность, суть, которая может быть выражена одним предложением. В случае с этим спектаклем смерть моего друга и партнера Ральфа Круза стала определяющим моментом.
Я начала писать за несколько месяцев до этого, намереваясь сделать спектакль с более повествовательным сюжетом, как «Убийство в „Восточном экспрессе“», с разными сюжетными арками для каждого персонажа. Потом умер Ральф, меня поглотила скорбь, было очень больно. Я потеряла своего единомышленника, свой «компас». Я верю, что творческий процесс — это противоядие для преодоления самых мрачных периодов жизни. Только в этот раз я говорила себе, что всё бессмысленно: совсем молодой человек умер, умер так рано. И нет никакого противоядия против этого, никакого выхода.
И через несколько недель после смерти Ральфа, я сказала Себастьяну (Себастьян Солдевилья, один из со-основателей театра-цирка «7 Пальцев»), что я хочу, чтобы этот мир снова был волшебным местом, а не местом, где умирают дорогие мне люди. Он ответил: «Этот мир — одновременно и то и другое». И вот оно, для меня эта фраза сформулировала идею моей новой работы. И внезапно все противоречия жизни, которые для меня символизировали поезда, вернулись ко мне. Нет пути, который будет однозначно счастливым или несчастным; мы находимся на двух путях, и мы пытаемся следовать по обоим одновременно. Вот как поезд стал метафорой моей идеи, отражением этой дихотомии. И потом мне захотелось добавить главы: отъезд, пересадка, прибытие, во всех их проявлениях, приятных или тягостных. Долгие прощания, счастливые отъезды, задержки в пути в компании идеальных незнакомых, ночевки в поездах (есть что-то магическое в ночных поездах). Если говорить о музыке, мы включили песню, которую Рафаэль написал два года назад, но никогда не использовал. Есть пассаж, где на фортепиано играет он сам, так что отчасти он тоже часть этого спектакля.
Черпали ли вы вдохновение от артистов, с которыми работали над «Пассажирами»?
Моя изначальная задумка составляет только половину спектакля. Вторая половина — это то, что приносят с собой артисты, то, что вкладывают в спектакль они. Я убеждена, чтобы добиться лучшего от артистов, надо добраться до их сути. Они намного лучше, когда вкладываются в спектакль, с которым внутренне глубоко связаны. Начиная работать с моей идеей, мы усиливаем и развиваем ее их находками, и так рождается наш общий ребенок. Импровизация играет ключевую роль.
Мы начинаем работать с темой, общим видением, концепцией или театральным контекстом, и насаживаем всё новые и новые мысли на эту основу. Обычно, есть такой момент, когда поиск затрагивает верную струну, и с этого момента сущность, о которой я говорила, проявляется. С этого момента мы можем создать всё, что угодно. Артисты учатся друг у друга, мы создаем наш общий бессознательный словарь.
Как вы подбираете артистов для спектакля?
Я приглашаю артистов, с которыми я точно знаю, что хочу работать. Некоторых из них я встретила в Монреальской национальной цирковой школе, с некоторыми я когда-то работала и поддерживаю связь. Я особенно ценю разноплановых артистов, когда она или он могут прекрасно двигаться и одновременно быть комедийным артистом. И мне важно работать с хорошими людьми, с хорошей душой. Я люблю работать с людьми, чьи человеческие качества также хороши, как и их актерские способности.
Кстати, еще одна интересная вещь об этом спектакле — здесь есть цирковые дисциплины, которые никогда раньше не появлялись в спектаклях театра «7 пальцев»: партерный полет и эквилибр на проволоке.
Сейчас, когда вы увидите свой спектакль целиком, что вы чувствуете?
Я нервничаю. Но так всегда бывает с живым спектаклем. Я особенно счастлива одной вещи: та суть, о которой я говорила — я чувствую её, когда смотрю спектакль. Мы действительно прикоснулись к тому, чего я хотела достичь. В какой-то момент создания спектакля ты должен стать своим собственным зрителем и любить то, что ты делаешь на сцене. Я люблю видеть своих артистов на сцене.
Самое важное и самое сложное — это оставаться правдивым по отношению к тому, что ты хочешь создать на сцене. Не сбиваться с курса по мере развития спектакля, сохранять изначальное видение. Потому что мы точно можем создать бесконечную череду прекрасных картинок, но если, в конце концов, мы не выскажем свою основную мысль, это всё бессмысленно. Именно поэтому важно уметь также жертвовать какими-то отдельными вещами и находками во имя главной мысли.
Чем по вашему мнению цирк в Квебеке отличается от цирка во всем мира?
Квебекский цирк является первооткрывателем в области современного цирка. В других странах современный цирк является скорее движением против жанра традиционного цирка. Это два очень различных, непримиримых направления, как республиканцы и демократы. Цирк в Квебеке очень плавный, изменчивый. Квебек — это плодородная и творческая земля, где чувствуешь огромную поддержку от общества.
Мне кажется, что одна из причин, почему Квебек играет такую важную роль в развитии современного цирка — это мощный запрос на невербальные формы искусства. Вопрос языка в этой провинции очень деликатный, это в какой-то степени источник раздора. Цирк же наоборот объединяет людей из всех слоев общества. Цирк здесь признан правительством формой искусства, что придает ему легитимность и силу.
Появилось ли у вас больше ресурсов для воплощения своих идей в Квебеке?
Именно по этой причине мы базируемся в Монреале. Я из Америки, Себастьян — француз. В этом мире мало мест, где цирковой компании дают возможность выступать со спектаклем два месяца подряд, как мы не раз выступали здесь в TOHU. Это смесь поддержки и готовности ко всему новому. Квебекцы очень увлекающиеся люди. Бывает среда полная критики и конкуренции, здесь все наоборот, и это дарит свободу творчества.
А что думают о постановке сотрудники театра-цирка и артисты труппы?
Тина Диаб, гастрольный директор театра-цирка «7 Пальцев»:
«Сочетая атмосферу путешествия на поезде с современными мультимедийными технологиями, „Пассажиры“ расширяют границы зрительского переживания. Эта новаторская постановка. Она получила восторженные отзывы и завоевала признание как публики, так и профессионалов. С момента премьеры в Монреале 14 ноября 2018 года этот спектакль посмотрели 370 продюсеров и прокатчиков, даты его показа на престижных площадках по всему миру расписаны вплоть до мая 2021 года.
Эта постановка обладает невероятной гибкостью и подвижностью. Это спектакль мечты с потрясающим составом исполнителей. В нем чувствуется дух „7 Пальцев“, отличающийся междисциплинарным и творческим подходом.»
Сабина ван Ренсбур, артистка труппы спектакля «Пассажиры»:
«Этот спектакль, мне кажется, являет собой прекрасное и универсальное выражение того, как важны человеческие отношения. У всех нас свои цели, мечты, падения, своя боль, но в этом спектакле мы проживаем все это вместе. Мы не одиноки.
Лично для меня это скорее ностальгический спектакль. Он напоминает мне о моментах прощания, о последних часах, проведенных с тем, кого я любила, с теми замечательными людьми, которых мне довелось встретить в жизни. Он напоминает о том, что нужно наслаждаться каждым мгновением, потому что мы никогда не знаем, какое из них будет последним.
Этот спектакль — моя жизнь на ближайшие два года, и я безумно горжусь этим. Я люблю эту постановку, как и людей, участвующих в ней. И предвкушаю, как мы объедем с „Пассажирами“ весь мир.»
Брин Шоллькопф, артист труппы спектакля «Пассажиры»:
«Что значит для меня этот спектакль? Для меня главным в процессе создания этого спектакля было то, какая важная роль отводилась взаимоотношениям внутри команды в течение этих четырех месяцев. Уже в самом начале работы мы выполняли различные упражнения и импровизации. Шена уделяла особое внимание тому, чтобы нам было комфортно не только работать вместе, но и проводить время друг с другом, делясь пережитым опытом и рассказывая истории, зачастую связанные с темой путешествия.
Каждому из нас было чем поделиться: истории отъездов и приездов, взлетов и падений. То, что мы делились этими историями, очень сплотило нашу команду и позволило нам быть открытыми друг с другом, доверять друг другу во время всего процесса выпуска спектакля. Каждый из нас смог почувствовать, почему другой принимает участие в этой постановке, что сделало её по-настоящему исключительной. Без любого члена команды этот опыт был бы совсем другим. Я думаю, это очень особенная ситуация.»
Фрейя Уайлд, артистка труппы спектакля «Пассажиры»:
«Работа с Шеной над этой постановкой была потрясающим опытом. Я восхищаюсь ее подходом. Она спокойна, оказывает поддержку, умеет слушать, никогда не повышает голоса. У нее есть четкая концепция, но она всегда открыта для предложений. Этот спектакль создавался совместно всеми членами команды, каждый из участников по‑своему творчески мыслит. Вдохновленная рассказанными нами историями на раннем этапе создания спектакля, Шена сумела переплести различные идеи и стили каждого исполнителя в короткие зарисовки и мини-рассказы о путешествиях. Я очень счастлива тому, какие профессиональные взаимоотношения у нас были с Шеной, и готова тут же ввязаться в любой проект вместе с ней, зная, что он будет воплощён на высшем уровне.»
Прочитать более подробно о постановке и купить билеты, ты можешь посетив сайт Московского театра мюзикла, на сцене которого спектакль будет идти до 9 февраля 2019 года включительно.