Второй иностранный язык в школе: а есть ли смысл? Личный опыт молодого специалиста.
Впервые школы начали вводить изучение второго иностранного языка в учебный план как обязательного предмета ещё в 2017 году. Введение французского, немецкого, испанского, китайского было рекомендовано ФГОС. Конечно, эти требования носили только рекомендательный характер. Однако, в скором времени нас ждёт переход на ФГОС нового поколения, который даст изменениям твёрдую почву. Период 2020-2021 годов определен Министерством Просвещения РФ как тестовое время для проверки подготовки школ ко внедрению образовательного документа для учителей и учащихся. Согласно новому документу введение второго иностранного языка будет обязательным условием для всех школ. ЕГЭ по этому предмету будет разделён на два уровня: базовый и профильный, однако он не станет обязательным. Чего нельзя сказать об английском — языке международного общения.
Конечно, на бумаге все это выглядит очень убедительно и красиво. А в жизни?
В этом году я пришла работать в школу в качестве учителя английского и немецкого языков. Первое, что меня сильно озадачило, так это тот факт, что немецкому языку как второму иностранному выделили целый один час в неделю. Как можно выучить какой-то язык за 34 урока в год? Ладно, даже с этим я была готова смириться. Но оказалось, что у школы есть только один комплект учебников для трёх классов (внимание!): пятого и двух девятых. Изучать язык им предлагалось по одному УМК( действительно, зачем учитывать психо-физиологические особенности при подборе учебников). О рабочих тетрадях тем более речи не шло.
Я вздохнула, и решила как-нибудь выпустить девятые классы, просто преподав им основы и обсудив культурные особенности стран носителей языка. По отношению к пятому классу я была настроена серьезно: им предстояло учить язык целых пять лет и за это время можно было добиться чего-то толкового. Как вдруг выяснилось, что после шестого класса курс немецкого языка у них завершится. На мой резонный вопрос руководство пожало плечами, сказав, что у них ознакомительный курс. И они действительно не могут ничего сделать — такая ситуация практически во всех школах.
И для чего тогда вообще было его вводить?
Этот вопрос не даёт мне покоя до сих пор. Лучше бы английского час добавили, честное слово!
На мой взгляд, это только отвлекает детей от нужного и действительно важного. В комментариях часто пишут, что дети родного русского не знают[/s], а тут иностранный.
Но министерству одного иностранного показалось мало — получите и распишитесь.
Сейчас на уроках немецкого языка мы учим скороговорки и стишки, учимся представляться на немецком языке, слушаем немецкую речь, смотрим видео социокультурного характера. И я боюсь, что это максимум, который я могу дать детям за 40 минут языка в неделю. Поэтому, когда родители и их дети настроены серьезно, действительно хотят полноценно изучать немецкий язык и даже просят совет, я всегда рекомендую пойти к репетитору, объяснив, что более менее прилично выучить язык в школе, увы, не выйдет.
Говоря о простой общеобразовательной школе, второй иностранный, на мой взгляд, — пустая трата времени и сил. Знания, полученные большим трудом, с легкостью улетучиваются, необходимость и эффективность получения этих самых знаний также стоит под большим вопросом. Для таких целей существуют школы с углубленным изучением языков, лицеи, гимназии, способные действительно дать знания, а не их видимость. Но, как говорится, поживем увидим.
Уважаемые коллеги, школьники и их родители, а как сложилась ситуация со вторым иностранным в вашей школе?
Источник