Методика «силуэт человека»

Методика «силуэт человека»
Психология
admin
Фото: BUKA-BUKA
14:27, 09 февраль 2020
424
0
Материалы Рулон плотной бумаги (обратная сторона обоев, оберточная бумага), листы формата А4. Разнообразные изобразительные средства: кар..

Материалы
Рулон плотной бумаги (обратная сторона обоев, оберточная бумага), листы формата А4. Разнообразные изобразительные средства: карандаши, фломастеры, краски, мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик (выбор изобразительных средств определяется самостоятельно каждым участником).

Методика «силуэт человека»

Для младших школьников желательны нарукавники, фартуки, халаты.

Этапы
1. Настрой
Участникам предлагается сесть в круг. Каждый (поочередно) показывает какую-либо эмоцию (эмоциональное состояние, чувство). Остальные пытаются разгадать его замысел.
Если времени достаточно, а участников в группе не больше 10 человек, можно предложить упражнение из фонда арт-терапии (М. Бетенски).
Инструкция:
Разделите лист на три части. Изобразите с помощью линий и цвета страх, любовь, злость.
Основное условие: рисунки должны быть абстрактными и не содержать конкретных образов, пиктограмм, символов-штампов (сердечки, цветочки, стрелы). На изображение каждой эмоции отводится 2–3 минуты.
2. Индивидуальная работа
Инструкция:
На листе бумаги нарисуйте силуэт человека (изобразите только контуры, очертания).
«Заселите» силуэт эмоциями и чувствами, подберите каждому из них соответствующее место и подходящий цвет.
Придумайте название получившейся «картине» и короткий рассказ от имени самого первого изображенного вами чувства.
На все дополнительные вопросы о содержании, деталях, способах изображения ведущему надо отвечать: «Как вы считаете нужным».
После того как работа завершена, участники рассаживаются по кругу и обмениваются впечатлениями.
3. Работа в малых группах (2–4 человека)

Инструкция:
Нарисуйте силуэт человека в полный рост.
Разместите в этом силуэте различные эмоции, чувства и раскрасьте их в соответствующие цвета.
Каждая группа самостоятельно выбирает содержание и способы воплощения замысла, придумывает историю и название своему художественному произведению.

4. Этап вербализации и рефлексивногоанализа

Группы поочередно показывают и комментируют продукты совместного творчества.
Далее обсуждаются особенности индивидуальной работы и группового взаимодействия. Важно, чтобы каждый не только осознал свои доминирующие эмоции, чувства, переживания, но и попытался предоставить обратную связь другим участникам, проявил эмпатию, оказал психологическую поддержку. Ведь именно в результате сопереживаний, возникающих в общении, постепенно изменяется и обогащается эмоциональный опыт личности.

Комментарии. Рекомендации

С большой долей вероятности можно предположить, что обращение к эмоциональной сфере человека посредством аллегорий и метафор актуализирует присущие личности эмоциональный и поведенческий паттерны. Поэтому полученная художественная продукция представляет значительный интерес в плане диагностики.
Диагностический ресурс данной методики (в контексте цветового выбора) повышается, если каждому участнику предоставлен одинаковый набор карандашей восьми «люшеровских» цветов. Однако при этом невольно ограничивается свобода выбора изобразительных средств, а значит, и диапазон проявления творческих возможностей, фантазии.
Правдоподобность изображения человеческой фигуры обычно расценивается как признак, связанный с самоидентификацией и ощущением схемы собственного тела.

Информативен выбор содержания доминирующих чувств и эмоций.
Предметом размышлений для психолога могут стать такие характеристики и признаки, как гамма чувств, красок, общий колорит рисунка, сравнительная насыщенность в изображении позитивных и негативных эмоций, а также степень преобладания тех или других.
В этом же контексте важно оценить работу с позиций трудоемкости. Насколько этот процесс был энергичным? Много ли сил потрачено художником на создание задуманного образа? Полностью ли закрашен силуэт или остались пустые места? Что можно сказать о степени интеграции элементов изображения? Как долго длилась работа над каждым из визуализированных чувств, какие при этом возникали затруднения?
Безусловно, информативна поза человека, а также место расположения каждого чувства и сопряженных с ним эмоций, эмоционального состояния.
К примеру, по одному мнению, любовь (как, впрочем, и ненависть) необходимо разместить в голове, по мнению других — в области сердца. Бывает, что весь силуэт человека занимает только одно это чувство или, напротив, оно вовсе отсутствует.
Страх и ужас нередко рисуют в ногах («ватные ноги», «дрожащие колени») или в пятках, а также в области лица (глаза, лоб, губы). Агрессия, злость чаще всего изображается в ступнях и кулаках.
Более единодушны авторы в выборе цветовых решений. Чувство любви окрашено преимущественно в розовый или красный; агрессия и злость — в черный, грязно-коричневый, темно-лиловый; страх и ужас — в серый, темно-серый цвета.
Важно обратить внимание на цветовой ряд. Выбор в первую очередь коричневого, серого, черного цветов указывает на состояние выраженного стресса. Это может быть объективно сверхсложная ситуация или невротическая реакция на жизненные трудности (М. Люшер, Л.Н. Собчик). Чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

Рассмотрим для примера следующую ситуацию.
Автор рисунка — взрослый мужчина. Длительный период находился в состоянии затянувшегося профессионального конфликта, конструктивный выход из которого найти не удавалось. Положение казалось ему безнадежным.
На предложение психолога изобразить и «заполнить» контуры человека любыми эмоциями, чувствами подходящей окраски, протеста не последовало. Напротив, мужчина с удовольствием принялся за работу. Сначала, не задумываясь, быстро нарисовал черным цветом комок ненависти в правой половине груди силуэта. Затем темно-коричневым изобразил жадность в кулаках. Грязно-серым закрасил всю остальную поверхность рисунка, поскольку страх, по его мнению, растекается по всему телу. В области сердца «поселил» двухцветную боль (оттенки болотного и ржаво-коричневого).
Работа была практически завершена, и автор, рассматривая ее, надолго задумался. В итоге появилось еще одно чувство — самодовольство, которое, как пузырь в виде скафандра, возвышалось над головой и плечами нарисованного человека.

На этапе обсуждения мужчина сказал, что доволен образом, что нарисовал все основные чувства и эмоции, которые вспомнились в первую очередь. Он был искренне удивлен и долго смеялся, поскольку совсем забыл про любовь, радость, счастье, наслаждение, удивление и другие эмоциональные состояния, которые наполняли рисунки других участников арт-терапевтической группы.
По существу, это осознание и стало переломным моментом на пути к психологическому исцелению.

На этапе работы в малых группах можно последовать примеру известных литературных персонажей Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова. Участники группы разделяются на пары и по очереди, расположившись на устланном бумагой полу, обводят контуры головы, тела, рук и ног друг друга. Такой способ рисования обычно сопровождается яркой эмоциональной экспрессией, двигательной активностью и в итоге превращается в увлекательную, веселую, шумную игру.
С одной стороны, это способствует снятию мышечных зажимов, побуждает к спонтанности, приводит к ослаблению сознательного контроля.
С другой стороны, руководителю группы следует иметь в виду, что процесс может стать трудноуправляемым, особенно в работе с расторможенными, гиперактивными детьми. К тому же искаженные, персонифицированные контуры тела могут вызвать у «натурщика» чувства обиды, неловкости, агрессии, а значит, стать причиной внутреннего и внешнего протеста, существенным препятствием для самораскрытия на следующих этапах работы. Вот почему использование абстрактных шаблонов зачастую предпочтительнее. Тем более что в последнем случае основной акцент занятия смещается на самопознание, самоисследование. Это важно еще и потому, что в основе неврозов нередко лежит конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями.

За внешним игровым характером данной техники скрыт мощный диагностический потенциал. Рисунки эмоций и чувств есть, говоря образно, своеобразный аналог невербальной формы исповеди, откровения которой невольно становятся достоянием психолога и группы. Поэтому ведущему особенно важно быть предельно деликатным, честным и чувствительным в работе с хрупкой эмоциональной тканью человеческой души.
В контексте интерпретации рисунка стоит обратить внимание, где именно расположены такие «говорящие» чувства и эмоции, как боль, вина, обида, злость, унижение, страх, месть.
Информативно «эмоциональное содержимое» жизненно важных зон: области мозга, шеи, груди, живота. Оно может указывать на проблемы, которые беспокоят человека, но по каким-либо причинам пока не осознаются или сознательно подавляются.
Встречаются работы, на которых все характеристики повторяются дважды: в пространстве тела и в голове. Один автор такого рисунка объяснил, что «все эмоции и чувства живут в душе, но имеют свою проекцию на область мозга, так как сначала чувствуешь, а потом осознаешь».

В другом случае подобное зеркальное размещение автор аргументировал необходимостью все контролировать.
Визуальная творческая деятельность в своей структуре имеет психический компонент и компонент практической реализации задуманного образа. Поэтому изобразительный продукт в какой-то мере несет отпечаток усвоенных в процессе обучения изобразительных шаблонов или навыков рисования (чувство любви — красного цвета в форме сердца и т.п.). Хотя такой выбор может рассматриваться как сниженный эмоциональный уровень личности.
Когнитивный образ может сдерживать спонтанные реакции. В то же время эмоциональные переживания, переведенные в когнитивную плоскость, облегчают отреагирование внутреннего напряжения и эмоциональных конфликтов.

Рисование связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь, мышление. С одной стороны, чувство включается в соответствующие образы, с другой — само воображение влияет на чувство (Л.С. Выготский).
Следовательно, психолог может преднамеренно содействовать созданию доброжелательного настроя через художественное творчество, используя рисуночную деятельность для моделирования положительных эмоций.
Так постепенно приобретается ценный опыт, смелость исследовать и анализировать собственные эмоции, доминирующие чувства. Помощь в их осознании составляет психотерапевтический ресурс арт-терапевтических игр и упражнений.

© Людмила Лебедева

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)