Белая гвардия Парагвая

Белая гвардия Парагвая
История
admin
Фото: BUKA-BUKA
21:13, 30 октябрь 2019
890
0

В Асунсьоне, столице Парагвая, семь улиц и площадей носят имена русских эмигрантов, а Аллею героев украшают бюсты семнадцати наших соотечественников. Чем они заслужили такие почести?

Географ, попавший в рабство

В XIX веке Парагваю пришлось пережить страшную войну. С 1864 по 1870 год эта страна в одиночку воевала против Тройственного союза, в который входили Бразилия, Аргентина и Уругвай.

Белая гвардия Парагвая

Так вышло, что агрессором выступил Парагвай. Но противники значительно превосходили его по всем показателям.

Немногие европейцы, находившиеся в Асунсьоне, тут же предложили свои услуги парагвайской армии. Одним из них был отставной артиллерийский капитан Осмоловский, приехавший в Южную Америку в качестве географа. Он быстро заслужил репутацию храброго офицера, был представлен парагвайскому президенту Франсиско Солано Лопесу.

Трудно сказать, сколько русских военных служили в армии Парагвая. Достоверно известно о двенадцати офицерах. Некоторые из них погибли. Например, артиллерийский поручик Мильчик взорвал пороховые погреба форта Курусу, чтобы форт не достался противнику.

До конца верным своим товарищам по оружию остался и Осмоловский. Даже когда военное счастье отвернулось от Парагвая, когда большая часть регулярной армии прекратила сопротивление, когда сам президент Лопес освободил иностранцев от всех обязательств, он продолжал сражаться.

♦ Летом 1869 года раненый Осмоловский был захвачен в плен. Он находился среди группы иностранных добровольцев, которые во главе нескольких тысяч кое-как вооруженных детей и женщин взялись прикрыть отход отряда Лопеса. Из записок Осмоловского в Европе узнали, как «цивилизованные» бразильцы, свергнувшие «кровавого тирана» Лопеса, приказали перебить всех тяжелораненых парагвайцев, а остальных пленных продали в рабство. Между прочим, в рабстве побывал и сам Осмоловский.

Для Парагвая война закончилась катастрофой. Страна потеряла две трети территории и 80% населения. Целые поселки и города стояли заброшенными, особенно на севере Парагвая — в Гран-Чако. Там и появились первые русские поселения.

Сравнительно массовая эмиграция русских в Парагвай началась после окончания нашей Гражданской войны. Офицеры и солдаты Белой армии оказались во Франции, Румынии, Турции. Там они были никому не нужны. В эмигрантских газетах стали появляться заметки о русской колонии в Парагвае — стране, где к выходцам из рухнувшей империи относились с теплотой и уважением.

«Вторая германская»

Неформальным лидером диаспоры стал генерал-майор Иван Беляев. Он прибыл в Асунсьон в 1924 году через Константинополь и Аргентину. С ним приехало около 300 офицеров и более 1500 нижних чинов из остатков армии барона Врангеля.

Беляев (второй справа) с парагвайскими офицерами

♦ Парагвайское правительство приняло решение ориентироваться в военном строительстве на российских военных. Ведь еще во время гражданской войны в республике 1921-1924 годов несколько наших соотечественников проявили себя грамотными офицерами, сохранявшими верность правительству в самой сложной ситуации.

Парагвай был очень бедной страной — самой бедной в Южной Америке. Его армия насчитывала едва ли больше 7000 человек, да еще и вооруженных откровенным старьем. Между тем назревала война с Боливией.

Ганс Кундт в центре

Еще в 1911 году для реформирования боливийской армии была приглашена военная миссия во главе с майором германского Генерального штаба Гансом Кундтом. Правда, с началом Первой мировой войны он отбыл на родину, где служил на Восточном фронте, а потом в штабе фельдмаршала Августа фон Макензена. Но в 1920 году Кундт, поучаствовавший на родине в неудавшемся путче, с целой группой офицеров снова приехал в Южную Америку.

Со временем в Боливии собралась целая колония германских военных. А Кундт стал начальником боливийского Генштаба и автором планов войны с Парагваем.

Она стала неизбежной, когда в Гран-Чако в 1928 году обнаружили признаки нефтеносных полей. Область издавна оспаривалась Боливией и Парагваем, но воевать за нее не было особого смысла. Теперь же обе страны начали готовиться к схватке.

На кредит, полученный от американской компании «Стандарт Ойл», Кундт закупал по всему миру любимое им трофейное немецкое оружие. Приготовлениями в Парагвае руководил Иван Беляев — начальник Военной академии и советник президента страны. Помогал ему полковник царской армии Николай Эрн, возглавлявший Военно-инженерную академию Асунсьона.

♦ В 1932 году Боливия объявила Парагваю войну. В боливийской армии сражались окало 120 офицеров кайзеровской Германии и еще полтора десятка чешских военных во главе с генералом Плачеком. Парагвайскую армию усилили два генерала, 8 полковников, 4 подполковника, 13 майоров, 23 капитана, 43 младших офицера, а также около 600 нижних чинов из России (их распределили в качестве младших командиров по армии). Русские сразу окрестили эту войну «Второй германской».

Лопнувший план

План Кундта был не менее амбициозен, чем план Шлиффена в начале Первой мировой войны. Боливийская армия планировала выйти в тыл парагвайцам, проделав марш по Гран-Чако в обход фортов противника, ударить по оборонительной линии в районе города Нанава и выйти к Асунсьону. Даже соотношение сил было намечено по германским лекалам: три к одному при подавляющем превосходстве в артиллерии. У боливийцев главная роль в прорыве отводилась танкам.

Беляев и Эрн делали свои расчеты. И они оказались верными. Боливийцы оторвались от тылов на расстояние свыше 500 километров, подкрепления и боеприпасы приходилось подтягивать по бездорожью. Отступая, парагвайцы заманивали врага на свою территорию, где были подготовлены мощные оборонительные сооружения. По предложению Беляева в тылу противника действовали мобильные партизанские группы.

В январе 1953 года завязались тяжелейшие бои под Нанавой. Кундт бросал в лобовые атаки дивизию за дивизией, танки и авиацию. Но Беляев и Эрн окружили форт системой минных полей, проволочных заграждений и огневых точек. Парагвайцы под руководством русских офицеров жгли боливийские танки из засад.

Атаки пехоты наталкивались на минометный огонь. Потеряв две тысячи человек и не пройдя вперед ни метра, боливийцы отошли. В июле Кундт повторил лобовую атаку Нанавы. Но вместо дороги на Асунсьон снова увидел длиннейшие списки потерь, а потом и указ о собственной отставке. Не менее сокрушительные поражения Боливия потерпела при Кампо-Виа и Эль-Кармен.

Они сражались за родину

♦ Война перекинулась на территорию Боливии, которая практически потеряла армию. Немецкие советники разбегались. Русские офицеры выиграли свою войну с Германией. Около сорока из них навсегда остались лежать в южноамериканской земле.

★ Мы знаем немало случаев героизма. Есаул Орефьев поднял в лобовую атаку роту, которой командовал.

Умирая на руках парагвайских солдат посреди захваченной позиции, он промолвил: «Это хороший день, чтобы умереть за родину».

Майор Голдшмидт, попав в окружение, взорвал себя вместе с врагами последней гранатой. Капитан Блинов закрыл своим телом от снайперской пули молодого парагвайского лейтенанта.

Вместе с собой взорвал вражеский танк под Нанавой майор Салазкин. У Посо Фаворито до последнего патрона прикрывал отступление товарищей лейтенант Милютин, погибший в рукопашной схватке. У форта Капирендо был убит немецким снайпером капитан Коринилович, выносивший из-под огня раненого парагвайского солдата.

От полного разгрома Боливию спасли Аргентина, Англия и Лига Наций, хотя Парагвай и подтвердил свои права на Гран-Чако. Более 100 русских добровольцев получили высшие правительственные награды. Их именами названы улицы и проспекты в парагвайских городах. Многие дослужились до генеральских званий, начав службу взводными и ротными командирами.

★ Генералу Беляеву присвоили звание почетного гражданина. Долгие годы он оставался ректором Военной академии, потом служил верховным комиссаром по делам индейцев. Похороны Беляева в 1957 году были отмечены общенациональным трауром, а в почетном карауле у гроба Белого командира (так называли его солдаты) стоял президент Парагвая.

© Борис Шаров

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)