» » » Почему не надо было проводить опрос на Курилах

Почему не надо было проводить опрос на Курилах

Почему не надо было проводить опрос на Курилах
Познавательно
ibra
Фото: BUKA-BUKA
13:45, 17 март 2019
1 138
0
Жители Курил в подавляющем большинстве выступили против присоединения к Японии. Казалось бы, это усиливает позицию Москвы в переговорах о..

Жители Курил в подавляющем большинстве выступили против присоединения к Японии. Казалось бы, это усиливает позицию Москвы в переговорах о решении территориального вопроса с Токио. Однако в то же время этот опрос ставит под сомнение весь ход дальнейшего переговорного процесса

19 февраля ВЦИОМ огласил результаты опроса жителей Курил относительно перспективы передачи двух самых маленьких островов (Шикотана и группы островов Хабомаи, которые условно называют «островом Хабомаи») Японии. Почти 96% населения высказались против. При этом социологи отдельно отмечают, что «однозначное отношение к курильскому вопросу устойчиво как на разных островах (мнение, что Россия не должна передавать острова, на Итурупе выразили 97%, на Кунашире — 96%, на Шикотане — 92%), так и в различных возрастных категориях (показатели колеблются в пределах 94–97%)». В целом же опрошено было 7695 человек из 20 тысяч, составляющих все население островов.



Н Народ против

Казалось бы, этот опрос нужен и важен, ведь он усиливает позицию России в территориальном вопросе. Напомним, что вот уже несколько десятков лет Кремль ведет с Японией переговоры об урегулировании территориальных претензий Токио на острова Южнокурильской гряды, которые были захвачены советскими войсками и вошли в состав СССР после окончания Второй мировой войны. Япония отказалась признать этот переход и требует вернуть острова. Пару раз японцы были близки к цели (Хрущев, мечтавший оторвать Японию от США, готов был отдать Токио Шикотан и Хабомаи, а Ельцин, по слухам, вообще собирался продать все четыре острова), однако сейчас ситуация для японской стороны осложнилась. Во-первых, потому что в Кремле сидит национально ориентированный президент Путин, во-вторых, потому что Японии нужно как можно быстро решить территориальный вопрос и убрать его с повестки дня. В Токио очень опасаются сближения России с враждебным японцам Китаем (которое серьезно усиливает Пекин и делает практически невозможными любые проекты по сдерживанию Поднебесной) и хотят если не оттянуть Москву от китайцев, то хотя бы сбалансировать китайское влияние за счет интенсификации политико-экономического сотрудничества. А эта интенсификация невозможна без решения территориального вопроса, к которому японские власти ранее привязали любой прогресс в двусторонних отношениях. И не только привязали, но и убедили в необходимости этой привязки население: японцы теперь считают Северные территории (как они называют Южные Курилы) своей сакральной землей.

Почему не надо было проводить опрос на Курилах

Пытаясь разрешить эту дилемму, Токио стал постепенно корректировать свою позицию. Так, японские власти полуофициально признают «нереальной» перспективу возврата под контроль Токио островов Кунашир и Итуруп, поэтому сейчас говорят о формуле «два плюс альфа». Она подразумевает передачу под контроль Токио Шикотана и группы островов Хабомаи плюс совместную экономическую деятельность на Кунашире и Итурупе. И сейчас на эту тему ведутся официальные переговоры. А поскольку японская сторона активно и весьма специфически их пиарит, позиционируя вопрос о передаче Шикотана и Хабомаи чуть ли не как решенный, отдельные российские ура-патриоты стали говорить о том, что Путин действительно собирается «казенные земли разбазаривать». Ради японских инвестиций, Нобелевской премии мира, личных симпатий к Японии и японскому премьеру — версий ходило достаточно. Именно поэтому в МИД были вынуждены официально заявить, что территориями не торгуют. После чего Москва провела на Курилах несколько опросов общественного мнения, намеренно сжигая мосты к отступлению (очевидно, что при таких цифрах Кремль физически не может решиться на передачу даже части островов), а также развеяв миф о том, что жители островов спят и видят, как бы оказаться в богатой и сытой Японии.



Я Японцы в углу

Однако дело в том, что, с другой стороны, этот опрос ослабляет позицию российской стороны, ведь он сжигает мосты и японцам. Причем мосты не для отступления, а для перехода на российскую сторону.

Неофициально японские власти давно уже признали не только бесперспективность возвращения Итурупа и Кунашира, но даже и малых островов. Они понимают, что России нет смысла их отдавать — и не только по причине богатств Курил, но и потому, что сдача «нелегально оккупированной» территории может подорвать позицию Россию в крымском вопросе — позицию, с которой Запад уже смирился. Путину, который уже думает о своем наследии и хочет остаться в истории как собиратель, а не раздаватель российских земель, нет смысла их отдавать. Поэтому, с учетом важности России для Японии, сейчас переговоры де-факто идут не о передаче островов, а о формуле, которая позволила бы сохранить Москве острова, а Токио — лицо.

Для этого японцам нужно, во-первых, начать и пройти очень долгий процесс искусственной десакрализации островов, вывести их из поля общественной дискуссии. Ведь, по сути, число тех, кого передача островов непосредственно коснется, с каждым годом сокращается (из 17 тысяч японцев, проживавших на Южных Курилах до окончания Второй мировой и затем переселенных на Хоккайдо, по состоянию на март 2018 года в живых оставалось около 6 тысяч человек). Официальный Токио уже решает этот вопрос — например, выводит из общественного дискурса мысль о том, что острова «были оккупированы Советским Союзом». Во-вторых, России и Японии нужно найти какую-то приемлемую форму компенсации для японцев — например, совместное экономическое освоение Курильских островов.

Ну и, наконец, в-третьих, Москве нужно обеспечить дипломатическое прикрытие для японских властей, дабы Синдзо Абэ мог продолжать переговорный процесс без серьезного внутреннего давления, без обвинений в том, что он встречается с Путиным просто так. Нужно сохранять иллюзию для японских правых о том, что Москва считает Хабомаи и Шикотан предметом для переговоров. Однако проведенный опрос и, самое главное, его результаты развеивают эту иллюзию и ставят Синдзо Абэ (который, между прочим, еще и ведет предвыборную кампанию перед важнейшими для его партии выборами в Палату советников — верхнюю палату японского парламента) в очень неудобное положение. Положение, которое невыгодно и Владимиру Путину, желающему вытащить курильский шип из российско-японских отношений и при этом оставить этот шип себе.

Автор: Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета

Ссылка на оригинал статьи



Ч Читайте также:

Чего вам не хватает в России? Вопрос дня

Джеймс Бонд или Эрнест Хемингуэй: кем бы вы были на Багамах? Тест

Как поддержать интерес к родному языку у русских детей за границей

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)