Джон Стейнбек: Голос Настоящей Америки

- Иди, поищи её, свободу. Мне один говорил: сколько у тебя есть в кармане, на столько у тебя и свободы.
На полке буккроссинга в новомодном микрорайоне "Стрижи" меня ждали 4 тома из 6ти собрания сочинений американского классика (и современника) Джона Эрнста Стейнбека (1902-1968). Конечно же, я взялся за его "Гроздья гнева", книгу, вошедшую в школьную программу США и в 100 книг века по версии газеты Le Mond (1999); за которую Стейнбек был удостоен Пулитцеровской премии. И которая была официально запрещена в некоторых штатах Америки, даже странах - Ирландии и Канаде.

Умеют же излагать эпоху олдскульные мастера! Кажется, пара мазков, взмахов кистью, - и вот в твоей голове уже живёт (смеётся, жарит отбивные, переживает, работает на ферме) большая семья из Оклахомы. Буквально несколько страниц, и ты невидимо предстоишь при их бедах, радостях; при их глубоко прорисованных судьбах.. Натуральная школа, реализм.., но какой! Панорамное масштабирование: слово за словом, абзац за абзацем, - и выстраивается живое полотно эпохи Великой Американской депрессии начала 1930-х годов..
Сразу надо отметить, что книга написана в мощной (как голос Джима Моррисона), в некотором смысле, ветхозаветной, реалистичной манере; никаких экспериментов (потоков сознания, прыжков во времени, переходов повествования от одного рассказчика к другому, разгадка тайны и тп) там нет и в помине. Один густой уверенный в своей правоте и необходимости голос живописателя-пророка. Американского Прометея, попытавшегося обогреть своей книгой всех одновременно с ним живущих американских людей, фермеров, попавших между жерновов прогресса и эпох. "Гроздья гнева" - едва ли не главное художественное объективное описание Великой депрессии Соединённых Штатов в мировой культуре.

О сюжете. По впечатлению, это словно сиквел другого великого американского романа "Вино из одуванчиков" (там показано счастливое провинциальное детство героев летом 1928 года, фактически накануне обрушения финансовой системы США). С тем лишь уточнением, что Бредбери издал его в 1957 году и написал в более многослойном художественном ключе, в стиле детальнейших картин-воспоминаний.
Семьи добропорядочных фермеров вынужденно сгоняют со своих мест в Оклахоме, они стали не нужны: арендодатель (мегакорпорация) закупает трактора, один из которых эффективней и выгодней десятка крестьянских семей... Люди оказываются "на улице", без крова, без пищи, без тепла. Без работы.
Но это какой-то мелкотравчатый путь мысли, пресеку его на корню. Стейнбек не в колхозе им. Клары Цеткин натуру черпал, что уж там.]

Что ещё хочется отметить в кратком впечатлении от прочтения романа "Гроздья гнева"? Да, это значимо. Эта книга несёт собой яростнейший нокаут Алисе Зиновьевне Розенбаум, известной как гуру-коуч под именем Айн Рэнд. Это антиАйнРэнд. Удар "американских богов". Умирающие и мертворожденные дети добрых честных чутких к чужой беде американских семей (с системой ценностей, коия не снилась и нам, современным потребителям-мудрецам) - это издержки блистательной дороги успеха Джонов Голтов.

"Гроздья гнева" - монументальная проза, стоящая в одном ряду с книгами Ч. Диккенса, Э. Хэмингуэя, Д. Лондона, У. Фолкнера, М. Шолохова, К. Симонова, А. Солженицына..
При чтении вспомнился даже Клиффорд Саймак. Та же старая американская литературная школа - кукурузный реализм только плюс различные вариации контакта с внеземным разумом. Бальзам на уставший от постмодернизма мозг.
Закончу последней фразой романа, финальным мазком Рубенса:
- Так надо, - сказала Роза Сарона. Она прижалась к нему и притянула его голову к груди. - Ну вот... вот... - и её рука передвинулась его затылку, пальцы нежно поглаживали его волосы. Она подняла глаза, губы её сомкнулись и застыли в таинственной улыбке."
Потерявшая ребёнка при родах женщина кормит грудью совершенно истощенного от голода незнакомого мужчину, который всю пищу отдал маленькому плачущему при нем сыну.
PS В 1940 году (всего через год после издания книги) сняли одноименный фильм. Хороший. Запечатлевший многое из того, о чем так проникновенно писал Стейнбек.


PPS Гуманизм - это не экзистенциализм.
В наш век дезинтеграции лайки и репосты становятся экзистенциальными жестами неравнодушия. Не стесняйтесь, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ
Источник