ВЕЛИКИЙ ВИРТУОЗ НИККОЛО ПАГАНИНИ

ВЕЛИКИЙ ВИРТУОЗ НИККОЛО ПАГАНИНИ
Психология
admin
Фото: BUKA-BUKA
08:32, 18 январь 2020
545
0
Красочную зарисовку старинной Генуи можно найти в записках русского писателя Дмитрия Васильевича Григоровича, посетившего город в 1858 го..
ВЕЛИКИЙ ВИРТУОЗ НИККОЛО ПАГАНИНИ

Красочную зарисовку старинной Генуи можно найти в записках русского писателя Дмитрия Васильевича Григоровича, посетившего город в 1858 году: «Всё это представляет совершеннейший лабиринт узеньких, извилистых улиц, затемнённых высочайшими домами, которые как бы валятся на голову, оставляя в вышине тонкую, неровную полоску синего неба. Всё свидетельствует, что во время их постройки не предвиделось даже в будущем возможности существования экипажей; на ста шагах нередко приходится несколько раз подыматься или спускаться по ступенькам, чтобы продолжать путь. Поминутно вправо и влево открываются мрачные переулочки, тёмные своды или углубления… из-за угла неожиданно выходишь на тесную площадку, замкнутую мраморным порталом церкви, почерневшим от времени».
Ему вторит другой путешественник – Чарльз Диккенс в своих Картинах Италии 1846 года: «Большинство улиц так узко, как только могут быть узки улицы, где людям (даже если они итальянцы) надо жить и передвигаться; это скорее проходы, местами расширяющиеся наподобие колодца – очевидно, чтобы было где вздохнуть; круто идущие в гору улочки с дворцами меньших размеров, где мраморные террасы нависают над тесными закоулками; бесчисленные, блистающие великолепием церкви; а потом внезапный переход от величавых зданий к самым гнусным трущобам, где стоит зловоние, кишат полуголые дети, толпятся люди в грязных лохмотьях – всё это, вместе взятое, представляет собой зрелище столь поразительное, столь полнокровное и одновременно мёртвое; такое шумное и такое тихое; такое назойливое и вместе с тем робкое и приниженное, такое суматошное и такое сонное, что чужестранец, идя всё вперёд, вперёд и вперёд и озираясь вокруг, начинает испытывать своего рода тяжёлое опьянение. Дикая фантасмагория со всеми несообразностями сновидения и всеми страданиями и радостями нелепой действительности!».
Несомненно, у читающего эти строки, вслед за известными путешественниками XIX века невольно возникнет желание вырваться на свободу из этого лабиринта сжимающих и изломанных декораций Генуи. Но родившийся в них Никколо Паганини первые годы жизни был принуждён испытать ещё большее заточение, периодически запираемый отцом в тёмный чулан, дабы будущий виртуоз не прекращал своих истощающих занятий на скрипке.

Первый взгляд, брошенный на гороскоп Никколо Паганини, сразу определяет, что большинство планет в нём расположено под линией горизонта, проходящего через зодиакальные знаки Дева–Рыбы. Вот это погружение планет под горизонт определяет как внутренний мир новатора скрипичного искусства, его погружённость в себя, его скрытность, так и отражает место рождения гения. В этом амфитеатре планет в нижней полусфере отражён реальный вид Генуи, он является слепком местности, в которой родился Паганини.
В основании гороскопа, в 4-м доме, как раз и символизирующем собственно место рождения в узком смысле, находятся две планеты Юпитер и Сатурн. Связанные между собой близким соединением в пределах одного градуса и не имея мажорных аспектов и прочной связи с другими планетами гороскопа, они показывают не только урбанистические особенности Генуи через сжатие и подавление Сатурном Юпитера, но и разлучение Паганини с родным городом, своеобразное выдавливание Юпитера Сатурном, проявившееся многочисленными поездками и трудностями обретения осёдлого образа жизни.
Управитель Асцендента и всего гороскопа Меркурий является планетой, благодаря влиянию которой, проявляются способности и навыки в различных видах деятельности руками; его воздействие особенно характерно проявляется в их ловкости и умении обращаться с любыми инструментами, в том числе и музыкальными. Но вот загадка – Меркурий, как и планеты в 4-м доме, также имеет только слабые минорные и не связан твёрдыми устойчивыми мажорными аспектами с другими планетами гороскопа, способствующими его активной проявленности. Как же это может быть, что величайший в мире виртуоз не имеет в карте рождения хорошо аспектированный Меркурий?
При взгляде на прижизненные портреты композитора, на которых можно увидеть руки, и на сохранившийся слепок его руки мы видим длинные тонкие (характеристика Меркурия), но, вместе с тем, необычайно мускулистые, сильные и узловатые пальцы. Меркурий находится в Скорпионе, знаке управления Марса, и это марсианское влияние и проявление мы также видим в руке Паганини. Иными словами, Меркурий нам показывает руку Паганини только в её анатомическом строении. Функциональное проявление рук великого виртуоза следует искать в домах гороскопа, управляемых Меркурием. И прежде всего в 3-м доме, в котором находится сам Меркурий и Солнце в точном соединении с его куспидом.
Проявления 3-го дома и события с ним связанные, имея отношение к теме обучения и подростковому возрастному периоду, зачастую не являются столь уж значительными. Однако в гороскопе Паганини значимость именно этого дома становится наиболее важной, поскольку здесь расположены как управитель Асцендента – Меркурий и, следовательно, самая важная планета, отражающая личность и её устремления, так и Солнце – планета интегрирующая личность и раскрывающая глубины собственного «я». Именно в подростковый период происходило не только формирование личности и обучение скрипичному искусству – делу, которому он служил и которое развивал в течение всей жизни, соответствующее именно меркуриальной сигнификации третьего дома, но и первые публичные успехи будущего виртуоза – его первое выступление перед публикой состоялось уже в двенадцатилетнем возрасте, в декабре 1794 года, а ещё через полгода он уже дал первый сольный концерт и отправился с отцом в Парму для продолжения обучения под руководством знаменитого профессора Алессандро Роллы.

Первый успех и поездка для обучения в год первого обращения Юпитера – ситуация вполне понятная и легко объяснимая. Сопровождение юного гения в поездке отцом – фигуры сатурнианской, цепко держащей Юпитер соединением с ним – также видно и понятно из гороскопа.
Начав занятия с видным генуэзским музыкантом, композитором и скрипачом Джованни Ньекко, мальчик вскоре был направлен им в более умелые руки к Джакомо Коста – первому скрипачу капеллы собора Сан-Лоренцо. Хотя консервативный и педантичный музыкант придерживался канонов старой итальянской школы, а у Никколо рано начали проявляться необычные для ребёнка инициатива и самостоятельность мышления, инспирированные выражающими личность планетами в 3-м доме обучения, для первых занятий и начального становления юного музыканта педагогическая деятельность Косты оказалась чрезвычайно важной. Эти занятия позволили совершить первые выступления перед широкой публикой, но для дальнейшего развития требовались иные учителя. Особенно эта необходимость становится понятной из воспоминаний самого Паганини: «Я с удовольствием вспоминаю милого старого Косту, но я-то вряд ли доставил ему много удовольствия, так как многие его указания казались мне противоестественными и у меня не было ни малейшего желания перенять у него способ ведения смычка».
И вот при участии Юпитера состоялась сначала первая поездка в Парму, а затем по Северной Италии, в течение которой юный Паганини давал концерты и продолжал обучение. От Роллы, который услышав игру талантливого скрипача, заявил, что не может ничему его научить, – да и навряд ли уроки Роллы, консервативного последователя классической школы, могли оказать влияние на формирование скрипичного стиля Паганини – судьба привела его к Фердинанду Паэру, в то время самому блистательному оперному композитору Италии. Именно Паэру, как опытному мелодисту, Паганини обязан выработкой выразительного и напевного мелодического стиля. Затем подросток был направлен к Гаспаро Джиретти – мастеру контрапункта. В течение двух лет продолжались занятия по композиции, когда учитель заставлял талантливого ученика в качестве учебного задания сочинять мелодии и развивать их в виде фуги без инструмента – слышать музыку в голове.
Как видно из жизнеописания, системного регулярного обучения с педагогом у Паганини не было. Направляя личный интерес подростка на занятия, но не имея связи с другими планетами, Меркурий делал процесс обучения рваным, с частой сменой учителей. Главной планетой, сделавшей Никколо Паганини музыкантом, является Солнце. Его положение в знаке и доме, как и аспекты к нему показывают нам обстоятельства этого становления.

В любом гороскопе сигнификация Солнца всегда является двойственной. С одной стороны, оно типирует и раскрывает личность урождённого, а с другой, определяет отца в его обстоятельствах жизни, чаяниях и устремлениях, которые по неумолимому кармическому закону ответственности детей за родителей оказываются переданными в той или иной форме либо для дальнейшего развития, либо для коррекции или исправления.
Антонио Паганини владел небольшой мелочной лавкой, а в свободные от торговли часы подрабатывал упаковщиком в порту. Эта деятельность находится под покровительством Меркурия и определяет положение Солнца в 3-м доме гороскопа, им управляемым. Страстный любитель музыки, Антонио в молодости мечтал о карьере артиста; но, лишённый дарования, не пошёл дальше посредственной игры на мандолине – уровня достаточного лишь для непритязательного исполнения народных песен в кругу не слишком искушенных в музыке приятелей.
Страсть к музыке уживалась в нём с неменьшим влечением к азартным играм. С упорством маньяка он занимался хитроумными математическими вычислениями и комбинациями, с помощью которых хотел предугадать, какие номера лотерейных билетов принесут ему счастливый выигрыш. Более того, он занимался этим на заказ и даже имел многочисленных клиентов. Но разбогатеть таким способом у него не получилось. Эти отцовские наклонности мы также легко увидим в положении Плутона в 5-м доме гороскопа сына, а квадратура к Солнцу укажет нам сколь труднодостижимым был успех в этом направлении.
Неудовлетворённое честолюбие и обманутые надежды наложили отпечаток на характер Антонио, сделали его раздражительным и жестоким, о чём так же свидетельствует квадратура Солнце–Плутон в гороскопе Никколо Паганини. Отец безуспешно пытался учить музыке старшего сына, Карло. Но когда Никколо подрос, он забросил занятия с неоправдавшим надежд старшим и переключился на младшего сына. На эту коллизию указывает Меркурий и его аспекты: то, что он не имеет мажорных аспектов и поддержки, проявилось заброшенностью в обучении старшего брата.
Своенравный и деспотичный отец, Антонио оказался ещё более суровым педагогом. В автобиографии Никколо Паганини рассказывает, что с утра до ночи его заставляли играть на скрипке: «Когда отцу казалось, что я недостаточно прилежен, то он, дабы придать усердия, лишал меня еды». Управитель Скорпиона Плутон жесток и беспощаден в своих проявлениях. Его воздействие оказывается тем более сильно, если под него попадает планета, находящаяся в знаке его владения. В гороскопе Никколо Плутон связан с Солнцем жёстким аспектом квадратуры, и таким образом Солнце испытывало двойное воздействие скорпионьего проявления: как со стороны знака, находясь в нём, так и со стороны его управителя. На четвёртом году жизни мальчик заболел корью, и течение болезни было необычайно тяжёлым. Поражение нервной системы было таково, что у ребёнка развилась каталепсия, и он целый день пролежал в состоянии совершенной бесчувственности. Огорчённые родители уже облекли его в саван, хотели положить в гроб, когда лёгкое движение возвестило о том, что он ещё жив. На седьмом году Паганини болел скарлатиной также с тяжёлым воздействием на его нервную систему: возникли судороги и спастическое сжатие мышц, возобновлявшееся и впоследствии.
Тема смерти, умирания, возрождения, превозмогания, трансформации является основным содержанием в характеристике зодиакального знака Скорпион, и именно через эти коллизии проходил юных музыкант, именно инфернальная демоническая тема сообразно знаку расположения Солнца сопровождала всю его жизнь от ореола распускаемых слухов, что он заключил сделку с дьяволом, которому обязан своим талантом, а для этого убил свою любовницу и теперь использует её кишки в качестве струн, до реальных тяжёлых состояний здоровья и постоянного недомогания в течение всей своей жизни.
Для ребёнка вибрации любой высшей планеты тяжелы, трудны и непонятны. Тонкие или глубокие смыслы ему просто недоступны. Высшая планета в своих жёстких аспектах создаёт тягостный фон непреодолимого препятствия. Но управляя Скорпионом и находясь в Водолее, знаке своей экзальтации, Плутон не только явился фактором реального подавления личной воли и принуждением к обучению, но и посылал водолейские вибрации надежды освобождения из-под отцовского гнёта через проявляемое упорство. В этих нечеловеческих усилиях превозмогания и стремления вырваться из темницы заточения к обретению свободы содержится истинный ключ к творческому гению Паганини.

Наше предположение о желании обрести свободу, столь выраженное в гороскопе Паганини, легко верифицируется другим аспектом Солнца к истинному сигнификатору свободы в астрологии – Урану. Если мы представим Солнце в его естественном движении по зодиаку, то от четвёртого градуса Скорпиона сначала следует аспект к Плутону в седьмой градус Водолея, а затем в восьмой градус Рака, в котором находится соединённый с Луной Уран. Путь к свободе неизбежно пролегает через Плутон, и чтобы обрести её требовались запредельные титанические усилия в выработке техники игры на скрипке – инструменту, вложенному в руки Паганини судьбой.
Дополняет эту мысль тот факт, что Уран и Луна – всего две планеты, которые находятся над горизонтом. К ним, туда вверх, в естественном направлении неизбежно оказываются устремлены честолюбивые замыслы урождённого. Владея верхней полусферой, сильная Луна в Раке в гороскопе Паганини наряду с другими её сигнификациями означает прежде всего простой народ, публику. Вот именно её, публику предстояло завоевать, чтобы обрести свободу Урана, используя при этом чисто уранические способы и методы.
Интерес публики был сосредоточен почти исключительно на опере. По эстетическим воззрениям эпохи, инструментальная музыка считалась низшей формой музыки. Высшей признавалась музыка вокальная, связанная со словом, в особенности – музыка для оперы. Таким образом, инструментальный исполнитель не имел столь многочисленной аудитории, как певец. Вокалистов слушали в больших театрах, посещаемых разнообразной по составу публикой, а скрипач лишь изредка появлялся на театральной сцене в антрактах оперного спектакля; его основная деятельность протекала главным образом в обстановке замкнутого музицирования аристократических салонов. Гонорары даже выдающихся инструменталистов не шли ни в какое сравнение с гонорарами, которые порой выплачивались менее видным вокалистам. К примеру, Тартини получал четыреста дукатов в год, тогда как певцу Гваданьи платили эту сумму всего за четыре выступления.
Возможно, что в любое другое историческое время талант Паганини так и остался бы невостребованным и абсолютно неизвестным широкой публике. Проявиться и засверкать всеми гранями в полной мере он мог только в условиях смены исторических эпох. Уран при этом оказался целью и средством – наиважнейшим фактором тому способствовавшим.

Продлившись чуть менее двух веков, барокко уступило место классицизму, который, в свою очередь, был подвинут быстро и резко меняющимся временем. С открытием Гершелем в марте 1781 года Урана человечество стало испытывать и воспринимать его электрическую природу и поляризующие вибрации. Уже в 1785 году Кулон сформулирует свой знаменитый закон взаимодействия электрических зарядов, в 1791 году Гальвани опубликует «Трактат о силах электричества», а в 1800 году другой итальянец Вольта изобретёт первый источник постоянного тока – гальванический элемент. Главный же астрологический смысл Урана это обновление, происходящее резко и внезапно. Это вспышка молнии, озарение, необычайный поток творческой энергии и раскрепощение.
В социальном аспекте это революционизирующие влияние проявилось Великой французской революцией, в культурологическом и музыкальном – появлением романтизма. Нервный, мятущийся, ярко вспыхнувший и быстро угасший романтизм вызвал к жизни новые формы, новые стили с утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных, зачастую бунтарских, сообразно характеристики Урана, страстей и характеров. Социальные, исторические, духовные ценности, на которые опиралось человечество в своём интеллектуальном развитии оказались безжалостно попираемы новой эпохой.
Имея экзальтацию в Скорпионе, Уран производит глубочайшую трансформацию общественного вкуса с его разрушением сообразно природе знака Скорпиона. А поскольку Скорпион, будучи противопоставленным знаку Тельца в зодиаке, всегда связан с перераспределением финансовых потоков, то именно необычайное и стремительное падение нравов и общей культуры вкупе с переориентированностью общества на открывающиеся финансовые возможности и новые способы зарабатывания денег меняет его представления об истинных ценностях. На эту сторону изменяющейся общественной психологии обратил внимание ещё Стендаль: «В опере больше всего приходят в восторг от смены декораций, богатства, могущества, всего того, что связано с денежными интересами или тщеславием, всецело заполнившими их душу. Высшая похвала у них: Это, должно быть, стоит больших денег».
После своего открытия Уран уже неоднократно проявлял своё революционное разрушающе-обновляющее воздействие. И вновь, и вновь принципы этого влияния были одни и те же независимо от страны и её социального устройства. Зодиакальный знак и аспекты меняются, а природа планеты и её проявление остаются теми же самыми.
Но в любой исторической эпохе перед любым художником всегда стоят две задачи: собственно, создать нечто новое, с честолюбивой претензией вхождения этим в историю, а также продать своё творение. Для творческого человека его творение – это его заработок. Для Паганини вопрос заработка – это конечная цель, выраженная в его гороскопе, как страстное изнурительное желание, переданное от отца. Если мы проследим по градусам дальнейшее аспектное движение энергии, направляемой от Солнца, то увидим, что от восьмого градуса Рака – соединения Луны с Ураном – следует квадратура в девятый градус Весов к Нептуну и далее через расширенное соединение трёх планет во втором, финансовом доме гороскопа, это движение останавливается и затухает на Венере – истинной управительнице денег вообще и в гороскопе Паганини в частности. Известно, что после Паганини осталось многомиллионное состояние. Но какой ценой это стало возможным?

Астрологически соприкосновение с внешним миром начинается с 7-го дома гороскопа. Открывающий верхнюю полусферу домов, седьмой дом представляет оппонентов, противостоящих первому дому, определяющему личность. Также седьмым домом представлены наши партнёры, равно как и противники, конкуренты, завистники, враги. Для творческой личности это публика. При этом Луна определяет людей вообще, а седьмой дом – людей в роли зрителей. Это разные грани одной сути. В гороскопе Паганини 7-й дом начинается в знаке Рыб, а его управитель Нептун, находящийся во 2-м доме, указывает на публику, которая платит деньги. Луна оказывается связанной с Нептуном аспектом квадратуры и также перенаправляет этот поток в финансовый дом гороскопа. Но между Луной и Нептуном в их аспектном взаимодействии стоит Уран. Вот Уран и является сигнификатором способов и методов завоевания публики с целью извлечения из неё денег. Задача эта также не из лёгких. А когда кармические задачи были легки, особенно при рождении с Солнцем в Скорпионе?
Уранический поток никогда не является константным. Это вспышка, озарение, разряд, длящийся мгновения. Влияние Урана всегда дискретное, а завоёванный при его воздействии успех никогда не может быть постоянным. Уран постоянно требует лишь обновления, всё новых способов и методов завоевания публики. При этом, отрицая старые принципы, методы и устои, он всегда входит в конфликт с Сатурном, разрушая его основы.
К моменту совершеннолетия Никколо давно назревавший конфликт с отцом в итоге привёл к разрыву. Смелые импровизации, в которых находили воплощение образы, создаваемые его не знавшей преград фантазией, пугали отца. Он опасался, что исполнение сына не будет иметь успеха у публики, привыкшей к респектабельной игре виртуозов классического направления. Изнурительные занятия, доходящие порой до полного физического изнеможения, начали приносить доход, и понятно, что жадным и скаредным Антонио двигали прежде всего опасения его потерять. Но Никколо упорно не желал слушать советов отца и не хотел идти в искусстве проторенной дорогой. Квадратура между Ураном и Нептуном ставила перед ним совсем иные задачи.
Под воздействием идей романтизма складывалась новая эстетика исполнительского искусства с обращением к массовой аудитории. Скрипичная музыка, скрипичная виртуозность и скрипичная педагогика приобретали всё большую самостоятельность развития. Новую роль при этом получало и скрипичное исполнительское искусство. Если для играющего на скрипке композитора XVII–XVIII веков оно являлось средством реализации его личных творческих устремлений, то для сочиняющего скрипичную музыку виртуоза XIX века композиторское творчество становилось средством проявления своей индивидуальности исполнителя. Творческая личность обретала более высокую степень духовной свободы. С преодолением старых канонов и традиций, с созданием индивидуальной техники пришло окончательное признание самостоятельного значения исполнительской деятельности, как деятельности творческой, с утверждением главенствующей личности исполнителя.

К весне 1801 года дирекционное Солнце в гороскопе Паганини начало делать подрезающий 135-ти градусный аспект к соединению Луна–Уран в Раке. Действие этого аспекта сходно с вибрациями вовлечённого в него Урана, усиливая эффект разрыва, подрезания или прерывания естественного течения событий. Тема Рака – это всегда тема дома и локализация в нём соединённой с Ураном Луны вообще давала большую нестабильность этой сферы жизни, побуждая Паганини к постоянным перемещениям. Утверждение же личной и творческой самостоятельности, инспирированное Солнцем, неизбежно повлекло за собой разрыв с родительским домом.
Это неминуемо должно было случиться, ещё и вследствие нахождения в 4-м доме гороскопа Сатурна. Классическая астрология трактует такую его локализацию, как оставление мест рождения. Соединение же его с Юпитером определило период, когда это должно было произойти. Родившись на близком соединении этих планет, имеющих двадцатилетний цикл, к моменту их нового соединения Паганини проявил самостоятельность. Летом 1801 года он просто не вернулся домой из очередной концертной поездки и начал самостоятельную жизнь артиста. В следующий раз он попадёт в Геную только через двадцать лет, после завершения очередного цикла Юпитер–Сатурн, когда проведёт зиму 1822-23 годов с матерью. Он объездит с концертами практически все города Италии, кроме Генуи, и не увидится более с отцом, который оставит сей бренный мир 1 апреля 1817.
Два совпавших по времени астрологических фактора привели к одному результату – Паганини свободен, самостоятелен и полон творческого оптимизма. Его воображение в тот период захватили написанные более шестидесяти лет назад «Каприччи» Локателли, а также соната «Трель дьявола» Тартини, открывшая ему неведомый мир фантастических образов. Для утверждения в качестве исполнителя требовалась новая музыка. Вдохновлённый приёмами виртуозной скрипичной техники, применёнными Локателли, Паганини начал в 1801 году писать свои знаменитые «24 Каприччи» для скрипки соло.

К этому времени следует отнести возникновение фантастических легенд о Паганини. Свободный и распутный образ жизни, который он вёл в тот период, немало тому способствовал. Ослепительная виртуозность и необычные приёмы игры, захватывающий темперамент, оригинальность сочинений возбудили легко воспламеняющееся воображение соотечественников. Одни связывали Паганини с тайным обществом карбонариев, другие приписывали ему тяжкие преступления. Наиболее суеверные из слушателей видели в колдовских чарах его скрипки проявление нечистой силы. В этом сказывались отголоски народных представлений о мастерстве скрипача, мастерстве, которым нельзя овладеть иначе, как с помощью дьявола. Сама фамилия Паганини способствовала этим народным пересудам (ит. pagano – язычник, идолопоклонник, нехристианин).
В сохранившемся дневнике некоего аббата Якопо Челлини, члена местной церковной капеллы города Лукка, содержится описание выступления молодого скрипача, состоявшееся 14 сентября 1801 года: «Музыка продолжалась очень долго, что явилось неуважением к прелату, так как впервые во время мессы был исполнен скрипичный концерт. Его играл некий Паганини, генуэзский якобинец, который выступил тотчас после Cyrie; концерт длился двадцать восемь минут. Этот профессор очень искусен, но не обладает ни хорошим вкусом, ни чувством музыкального суждения. Он подражал на скрипке пению птиц, имитировал звуки флейты, трубы, валторны и т. п. Концерт он закончил комическим образом, все невольно смеялись. В то же время слушатели восхищались мастерством и талантом артиста. Я сказал, что у него нет ни хорошего вкуса, ни музыкального суждения, ибо подражание птицам и различным инструментам на скрипке показывает искусность профессора, но, будучи далёким от действительности, является всего лишь капризом молодости, уместным в академии, и то с некоторой умеренностью, но нетерпимым в святом месте».
Вот это эпатирование публики, шутовство и циркачество пусть даже искусное, но устраиваемое в церкви в перерыве между частями мессы тоже является приметой нового времени и проявлением квадратуры Уран–Нептун в гороскопе Никколо Паганини. Нептун в этой связке представляет религию и Церковь, бесцеремонно попираемую Ураном. Это стихийное богоборчество проявится и тем, что за всю жизнь композитором Паганини не будет написано ни одной мессы, оратории или иного духовного произведения – сочинений просто обязательных по умолчанию для любого композитора, жившего как до, так и после Паганини. Возвыситься, продвинуться, быть воспринимаемым в европейском обществе любой музыкант, как и представитель любой творческой профессии, мог только при поддержке католической Церкви. Но в период от открытия Урана, всего за какие-то двадцать лет происходило разрушение порядка, устоев и принципов мировой цивилизации. И Паганини, благодаря своему гороскопу, оказался в первых рядах тех, кто переделывал этот мир.
Искусство начало принадлежать народу. Если до этого музыку писали для господ с Богом в душе, то теперь она сочинялась для публики и в угоду публике. Духовное наполнение уже было неважно. Публика хотела развлекаться – артист был обязан потакать её желаниям. В противном случае он просто остался бы без заработка. Поэтому не ищите в немногочисленных произведениях Паганини глубокого содержания. Несмотря на новизну замысла, изящество, гармоническое богатство и разнообразие его композиций, он сочинял их исходя исключительно из скрипичного эффекта. Музыка Паганини задумана с целью выявить с наиболее выгодной стороны его изумительное искусство в игре невероятных скрипичных трюков, которые никто не мог повторить. Но при всей завораживающей недостижимости его исполнительской техники, он популяризатор, говоря сегодняшним языком, шоумен, его задача изумлять и восхищать любыми способами. Поэтому он развлекает, занимается звукоимитацией и пародией, подражая ослу, собаке, петуху и другим животным. Иногда, начиная пьесу, он рвёт струну. Казалось бы, следует остановиться, а он продолжает игру на трёх струнах. Затем исполняет вариации на четвертой струне. В довершении он эпатирует, соединяя все приёмы игры, сопровождая их феерическим глиссандо, и это кружит головы.
Когда современники выражают недоумение его игрой, критикуют или откровенно осуждают, называя это шарлатанством, то в них говорит не зависть. Это культурологический шок – прямо на их глазах разрушаются культурные основы, резко понижаются культурные запросы и сам культурный уровень публики. И вот он – злой гений, который вершит умами и чувствами, под влиянием игры которого публика неиствует и лишается рассудка, который действует магически, да и вообще либо продал душу дьяволу, либо сам этот дьявол и есть, увлекающий за собой мир в преисподнюю.

В эту связь Паганини с нечистой силой было легко поверить, поскольку все, даже выдающиеся скрипачи, слышавшие игру Паганини, не могли постичь, каким образом удаётся ему с таким непогрешимым совершенством играть неслыханные по трудности пассажи. Непостижимая техника двойных флажолетов, одновременное исполнение мелодии и пиццикато аккомпанемента к ней, необъяснимая трель пиццикато, ошеломляющие пассажи двойными нотами, головокружительное стаккато, достигаемое ударом смычка о струну, – всё это приводило в недоумение даже самых искушённых знатоков скрипки. Но ещё большую пищу для суеверий давало то, что никто никогда не слышал, чтобы Паганини занимался на инструменте.
И хотя этому существует вполне рациональное объяснение профессиональных скрипачей, что Паганини приобрёл замечательную эластичность и растяжку пальцев левой руки, постоянно упражняясь беззвучно, то есть без помощи смычка и даже работая вовсе без инструмента, проявлению этих феноменов можно найти астрологическое соответствие, используя дополнительные факторы гороскопа.
Несомненно, что рождение в той или иной местности, определённый пейзаж и ландшафт не только усваивается подсознанием с самых ранних дней жизни человека, порой является неосознанным мотиватором его поступков, скрытым источником симпатий и антипатий, проявленным в превратностях жизни, но и в символическом виде зашифровано в его гороскопе. Сообразно этому хитроумные переплетения лабиринта улиц Генуи с перепадами по высоте, падениями уступами и взмываниями вверх надстройками зданий, а также свободным и безошибочным ориентированием в них местных жителей, находят своё соответствие в паутине аспектов сопряжения Солнца, Плутона, Луны, Урана и Нептуна в ауре Скорпиона, проявляясь хитроумной магией скрипичной техники Паганини. Но есть ещё один фактор гороскопа, вызывающий реминисценцию образа кошки, неслышно ступающей в лабиринте запутанных улиц Генуи, сообразно «беззвучной» системе занятий без помощи смычка. И кошка эта, несомненно, чёрная, соответствующая названию улицы, на которой родился Паганини. Это Чёрная Луна, красующаяся в самом зените гороскопа, в точнейшем соединении с меридианом.

Чёрная Луна или Лилит не является планетой. Это особая точка – усреднённая проекция на эклиптику апогея лунной орбиты, в котором Луна, максимально удаляясь от Земли, имеет наименьшую скорость движения до 11 градусов в сутки. Принимая во внимание всю мифологию этой точки пространства от предания, что Лилит была первой женой Адама, вступившим с ней в связь после изгнания из Рая, в результате чего мир наводнился демонами, до представления её в виде злого духа женского пола, охотящегося ночью в сопровождении мертвецов и призраков преисподней, попробуем в наших рассуждениях опираться на рациональное зерно, не злоупотребляя мистификациями.
Являясь наиболее удалённой точкой лунной орбиты, Чёрная Луна указывает место сохранения самого тайного и сокровенного. Это индикатор глубинной, подсознательной сущности человека, фокус напряжения психики. Вместе с тем, это показатель сгустка энергии в пространстве в силу преломления энергетических линий движения Луны по своей орбите. Таким образом, эта точка – своеобразный фантом Луны, который находясь в Козероге становится Чёрным Сатурном, во Льве – Чёрным Солнцем, а в гороскопе Паганини в Близнецах выступает в роли Чёрного Меркурия. То есть этот фантомный Меркурий оказывается наполненным энергией, происхождение которой скрыто, прямо или явно не устанавливается, но имеет сильную проявленность, благодаря точным аспектам от Нептуна и Плутона, замыкающими участием Лилит трин между ними до Большого тригона – правильного равностороннего треугольника и энергетически очень мощной фигуры гороскопа. В этом феномене следует искать разгадку необыкновенной руки Паганини при условии, что реальный Меркурий, не имеющий мажорных аспектов, оказывается не в состоянии проявить для нас это несоответствие гороскопа реальным событиям. Чёрная Луна оказывается мощным дополнением аспектам Солнца, раскрывающим потенциал личности Паганини, её устремления и её упорство. В этой энергии, берущейся как бы из ниоткуда и лишь усиленной Плутоном и Нептуном, и скрыт необъяснимый феномен скрипача-виртуоза.
Вместе с тем Чёрная Луна является фактором, способным влиять на изменение хода текущих событий. Можно отследить использование Чёрной Луны на вполне равноправных условиях с планетами септенера астрологами Средневековья в тех областях астрологии, которые занимаются выбором момента времени для успеха начинания того или иного мероприятия. И весьма важен тот факт, что с акцентом на Чёрную Луну осуществлялись попытки вмешаться в ход глобальных исторических процессов, например, определяя дату крестового похода или санкционируя папской буллой учреждение того или иного монашеского ордена. Проследив результаты таких начинаний сообразно дальнейшему историческому процессу и основываясь на реальных датах их начала, можно убедиться в необыкновенной силе и влиянии Лилит, далеко превосходящей возможности просто фиктивной точки. Чёрная Луна в зените гороскопа Никколо Паганини не только выделяет профессиональный успех композитора, тем возвышая его над современниками, но и делает его в дальнейшем определённым стандартом навыков скрипача-виртуоза. На сегодняшний день любой конкурс скрипачей в любой стране мира под любой эгидой непременно должен включать в программу произведения Паганини.
Также интересен тот факт, что особенности жизни и творчества Никколо Паганини, которые он проживал как персональную судьбу, стали основой всех маркетинговых и PR-приёмов, используемых сегодня в шоу-бизнесе: легенды вокруг имени, скандалы, разжигающие интерес публики, экстравагантность, сценический образ и газетный эпатаж. Можно говорить о том, что Паганини явился родоначальником не только нового стиля скрипичного искусства, но и сегодняшнего шоу-бизнеса – его методы позиционирования и продвижения исполнителя приняли как руководство к действию продюсеры, специалисты по рекламе и маркетингу. Паганини сформировал и узаконил спрос на виртуозность и сенсацию. Вот такие длинные когти у Чёрной кошки, на улице имени которой родился Никколо Паганини.

К своему сорокапятилетию он объехал практически всю Италию. Его успех и популярность были столь велики, что Римская курия считала важным привлечь скрипача-виртуоза на сторону Святой церкви. Папа Лев XII принял решение наградить Паганини орденом «Золотой шпоры», которым до этого из музыкантов были награждены только Глюк и Моцарт. И вот 25 апреля 1827 года высший знак отличия, присваиваемый «за мастерство рук, письма и за выдающиеся заслуги в деле распространения веры и борьбы за церковь», был вручён композитору, не написавшему ни такта музыки славящей Бога, и человеку, про которого все полагали, что он продал душу дьяволу. Паганини был первым исполнителем, удостоившимся подобной чести.
Но это достижение было не самым важным в его жизни. Его интересовала, выражаясь сегодняшним языком, мировая слава. К тому же следовало конвертировать полученный успех. Вспомним кармическое предназначение, читаемое в гороскопе Паганини, – он должен зарабатывать деньги. И вот с этой целью им была предпринята длительная поездка по Европе или, выражаясь сегодняшним языком, мировое турне. В марте 1828 года начались концерты Паганини в Вене. Затем он побывал в Чехии, особенно длительно и успешно в Германии, где Гёте своим Фаустом ввёл моду на мессира Дьявола, во Франции, Англии, Ирландии и Шотландии. Восемь лет сообразно циклу Венеры продолжались эти гастроли. Венера – главный выгодополучатель, на неё замыкается движение энергии в гороскопе Паганини.
Но Венера, управляющая Весами, требует соблюдение баланса. Несомненно, Нептун – первая планета, принимающая эту энергию во 2-м доме, может раздувать, «намыливать», кратно увеличивать приходящий финансовый поток. И действительно, Паганини начал сразу с двойной цены и впоследствии она только увеличивалась. Газеты язвили артиста, а он со скорпионьей мстительностью жалил в ответ, поднимая цену кратно в три, в четыре и даже в пять раз, нарушая принцип равновесия Весов. К тому же он эпатировал власть через деньги, дополнительно вовлекая в этот поток Сатурн, всегда представляющий власть и экзальтирующийся в Весах. Известно, что английский король однажды прислал Паганини приглашение выступить при дворе. Лестное предложение, но – за половину гонорара. Паганини ответил, что половина гонорара – тоже деньги немалые. Но к чему такие расходы? Его Величество может купить недорогой билет и послушать концерт в театре. Скандальная шумиха, эпатаж, огромный взбаламученный поток страстей и огромные деньги, но расплатой за всё служит собственное здоровье.

Не имея достоверной истории болезни, но видя в периоды обострений планетарное участие Нептуна, Солнца, Плутона, Сатурна с вовлечением зоны Скорпиона и Весов, можно согласиться с тем, о чём сообщают многие биографы: Паганини в молодом возрасте перенес туберкулёз и сифилис, который в более позднем периоде осложнился гнойным пиелонефритом и уросепсисом. Вместе с тем, сохранились достоверные свидетельства развития туберкулёзного процесса с вовлечением в него горла, что вполне объяснимо, поскольку 2-й дом гороскопа, имея соответствие Тельцу, типирует также зону шеи.
За пять месяцев до осени 1828 года Паганини дал в Вене двадцать концертов. Первый концерт имел триумфальный успех. Сбор достиг фантастической для того времени суммы в 12 000 флоринов. Далее цена только росла, доходя до пятнадцати и более тысяч. (Для сравнения: первое исполнение Реквиема Моцарта в пользу вдовы и сирот, организованное ван Свитеном 2 января 1793 года, принесло 1350 флоринов. Эту сумму можно соотнести с годовым жалованьем Леопольда Моцарта в Зальцбурге, составлявшим 350 флоринов и 450 флоринов у Вольфганга). Даже представив с учётом инфляции через 35 лет сумму годового содержания в 600 флоринов или 50 в месяц, можно соотнести её с ценой на билет в 5 флоринов.
И вот уже через полгода, осенью возникло резкое ухудшение здоровья, сопровождающееся кашлем, удушьем, изменением голоса и сильной болью в горле. 4 ноября в Праге была проведена операция по удалению распадающихся инфильтратов туберкулёза гортани. В результате операции Паганини дополнительно лишился зубов, которые часто при туберкулёзе челюстно-лицевой области могут расшатываться и выпадать. Восстановительный период продолжался два месяца, и лишь 12 января 1829 года музыкант смог покинуть столицу Чехии и выехать на концерты в Германию. За это время на каждом шагу он наталкивался на изображение своей персоны, порой в приятном для него виде, но чаще в оскорбительном, с прозрачными намёками на нелицеприятные эпизоды из его бурной молодости.
Вырвавшись из-под опеки отца, он попал тогда в сильный уранический поток свободы, в котором череда любовных приключений перемежалась с карточной игрой. Оказались проиграны последние деньги; ещё немного, и им была бы проиграна скрипка – знаменитая Guarneri del Gesù – дар почитателя из Ливорно. Только опасность потерять этот драгоценный инструмент, с которым он никогда не расставался, и который называл пушкой, отрезвила молодого музыканта.
Расплата за свободную жизнь и за свободные нравы может определяться Плутоном, изначально локализованным в Водолее, к моменту двадцатилетия и далее в течение ряда лет проходящим в дирекциях по 6-му дому гороскопа. Шестой дом, свидетельствующий о здоровье и болезнях, находится в Водолее. Сообразно знаку и его управителю определяется слабость прежде всего нервной системы, проявления нарушения её функций действительно были в раннем возрасте в виде каталепсии. Это истинная, изначальная зона слабости, как она представлена в гороскопе рождения. Поражения других органов и систем возникают вследствие несбалансированного потока энергии при аспектном взаимодействии планет в гороскопе. Иными словами, благодаря нарушению баланса и сильному перекосу энергетических потоков, к которому особенно чувствительна зона Весов, стало возможным активное развитие патологического процесса.
Болезни Плутона – это всегда тяжёлая системная патология. В нынешнее время к ним относятся рак и СПИД – заболевания, связанные с сильнейшим искажением энергоинформационного потока, сопровождающиеся неконтролируемым ростом клеток с нарушением их способности к дифференцировке и отсутствием должных функций формирования нормально работающей ткани. В прошлые века такими системными заболеваниями являлись туберкулёз и сифилис. Возникновение этой тяжёлой патологии свидетельствует прежде всего о неумении владельца гороскопа усмирять страсти и находить разумный баланс между собственной жадностью и потенциальными возможностями внешнего мира. В больших деньгах заключена очень большая энергия, обращение с которой требует умения сопрягать разум и волю. Нарушение баланса ведёт к энергетической перестройке всего организма с изменением принципов его биологической организации. Распорядиться заработанными деньгами представляет проблему не меньшую, а гораздо бо́льшую. В гороскопе Паганини эта ситуация абсолютно критична, поскольку управитель 8-го дома гороскопа, то есть сигнификатор причины смерти, Марс находится во 2-м финансовом доме. Вторым управителем Овна на куспиде 8-го дома является Плутон в 5-м доме. Карточные игры, любовные авантюры и распутные удовольствия – атрибуты 5-го дома – также являются факторами, приближающими Паганини к смерти. Этот сюжет он уже проживал в двадцатилетнем возрасте с довольно-таки тяжёлыми последствиями. И вот его повторение с казино – кармической темой, переданной от отца, которому она так же не принесла счастья, – явился для Паганини критическим и подтолкнул дело к развязке.

После завершения европейского турне состояние скрипача-виртуоза достигло трёх миллионов франков. На вырученные деньги маэстро занялся коллекционированием инструментов и собрал великолепную коллекцию скрипок и виолончелей Амати, Гварнери, Страдивари. В январе 1833 года Паганини покупает титул барона у Вестфальского двора. В апреле 1834 года за баснословную сумму в 300 000 лир он приобретает поместье «Вилла Гайона», находящееся в шести километрах от Пармы в округе Вигатто. Но громадные деньги являлись также соблазнительной приманкой для всякого рода спекулянтов и дельцов.
Музыканту был представлен проект акционерного общества, гласивший: «Общество имеет целью эксплуатацию музыкального и литературного учреждения под названием «Казино». Оно предполагает объединить в нём все роды искусств: музыку, художества, литературу и тому подобное с целью доставить публике и многочисленным иностранцам, приезжающим в Париж, полезный отдых и самые разнообразные развлечения». Главной фигурой, привлекающей клиентов, должен быть сам прославленный Паганини.
Но заявленная реклама являлась лишь ширмой, за которой скрывался самый тривиальный игорный дом. По мысли организаторов общества, он-то и должен был приносить основной доход. От Паганини требовался первичный взнос и согласие дать заведению своё имя для привлечения посетителей. Внося 60 000 франков первого взноса, он подписал контракт о своих выступлениях в казино и о своей доле акций в обществе, становясь его учредителем.
Главными действующими лицами трагического эпилога жизни Паганини явились его старый друг парижский издатель Пачини и генуэзский приятель Ребиццо. Представляющий игорные заведения 5-й дом гороскопа находится в Водолее – знаке, символизирующем друзей и дружбу. Но локализация в Водолее Плутона придавала весьма трагический оттенок дружеским связям Паганини, особенно в связи с тематикой 5-го дома.
«Казино Паганини» открылось 25 ноября 1837 года, а уже 31 января 1838 года полицейские власти закрыли и опечатали здание, обнаружив, что здесь происходят азартные игры, на которые у организаторов нет лицензионного разрешения. Поскольку выручка с концертов отсутствовала – Паганини не разу не выступил, несмотря на широко развёрнутую рекламу – общество было признано банкротом. Полагая себя обманутой жертвой, музыкант уповал на защиту правосудия. Вместо этого, как главного пайщика, суд обязал его выплатить 200 000 франков штрафа за нарушение закона и принудил давать концерты в этом заведении не менее двух раз в неделю. За каждый пропущенный день он должен был платить 6000 франков. В случае неуплаты штрафа Паганини грозила долговая тюрьма Сен-Пелажи.
В силу нахождения трёх планет во 2-м доме без аспектной связи Венеры с другими планетами, а также общего влияния Скорпиона, распределение энергии в гороскопе способствует привлечению денег, но затрудняет расставание с ними. Имея достаточно средств, чтобы прекратить это дело без промедления, барон Паганини предпочёл судебную тяжбу. Адвокатами была подана кассация на решение суда, и процесс начал своё неспешное течение. Бесконечные вызовы в суд и волнения, связанные с широкой оглаской дела «Казино» в прессе, явились причиной резкого ухудшения состояния здоровья. И вновь отыгрыш от неумения решать финансовые вопросы ударил по горлу. К осени 1838 года Паганини полностью теряет голос. До последних дней он принуждён будет общаться только с помощью карандаша и блокнота.

Возможно, Паганини заслужил от неба некоторое послабление своим широким жестом, когда после посещения им 16 декабря 1838 года концерта, в котором исполнялась «Фантастическая симфония» и «Гарольд в Италии», он выписал находящемуся в бедственном материальном положении и опутанному долгами Берлиозу чек на 20 000 франков. Хотя эта выплата объясняется 150° аспектом транзитного Урана к Нептуну из 9-го градуса Рыб. Это истинно дружеское участие, которое в гороскопе Паганини сопровождалось материальной поддержкой.
Главным же взыскателем денег является Плутон, транзит которого по 8-му дому гороскопа начался за год до европейских гастролей композитора. Вероятно, ингрессия Плутона явилась тем внутренним побудительным мотивом, благодаря которому Паганини решился на это мероприятие.
В пифагорейской традиции 2-й дом гороскопа именуется porta inferna (лат. нижние врата), притягивая человека к Земле и материальным заботам. По аналогии с этим 8-й дом представляет porta superna (лат. верхние врата), ведущие к всевышнему, открывающиеся, если человек разрушает своё земное существование.
Оппозиция транзитирующего Плутона к трём планетам 2-го дома требовала сброса заработанной кучи денег, притягивала желающих поживиться и неизбежно вела урождённого к гибели, если наблюдались препятствия к свободной циркуляции энергии денег. Вложения в недвижимость, антиквариат, дворянские титулы в определённом смысле выравнивали баланс энергий. Вместе с тем скупость и скаредность Паганини являлась общим местом пересудов и обсуждений в газетах. Достаточно упомянуть только тот факт, что он никогда не обновлял свой гардероб новыми вещами. Он всегда покупал их у старьёвщика, при этом страшно торгуясь. Расставался с деньгами Паганини очень плохо. Нарушая баланс энергий, он активно приближал себя к смерти.
Энергетический дисбаланс проявлялся также тем, что он всегда мёрз. Даже в летние дни Паганини продолжал кутаться в пальто и ходил с постоянно намотанным на шею шарфом. Проклиная парижскую погоду, в январе 1839 года смертельно больной музыкант выехал в Италию. Но маховик судебного делопроизводства был запущен, тянущаяся тяжба требовала присутствия Паганини в суде, однако всё ухудшающееся состояние здоровья не позволяло ему прибыть на судебное заседание. Неизвестно точно, почему он переехал в Ниццу: может нахождения на французской территории требовало судебное производство, а может он искал покровительство влиятельного графа Иларионе Де Чессоле председателя королевского сената в этом городе, по приглашению которого в декабре 1836 года он дал в Ницце три концерта. Во всяком разе, Паганини остановился в загородном доме графа.
В начале января 1840 года при транзите по 8-му дому гороскопа Плутон сделал завершающий аспект к Венере из серии его оппозиций к планетам 2-го дома в течение десяти последних лет. При оценке этого транзита возникает ощущение, что земное рассмотрение финансовых дел Никколо Паганини было закончено, а дальнейшее передано в совсем другую инстанцию.
К этому времени относится прибывшее из Парижа извещение о том, что апелляционный суд вынес приговор, по которому следовало возместить дополнительно 50 000 франков штрафа. По-прежнему не желая платить, Паганини прожил последние месяцы в страхе ожидания ареста коллекции музыкальных инструментов, своего имущества и препровождения его самого в тюрьму.
Отмеренный ему земной срок закончился в 5 часов дня 27 мая 1840 года. У садившегося за обеденный стол Паганини возник сильнейший мучительный приступ кашля, вызвавший кровотечение, он захаркал кровью и захлебнулся ею.
Великому виртуозу было пятьдесят семь лет и ровно семь месяцев.

Ко времени смерти дирекционный Плутон вошёл в 8-й дом, указывая на причину смерти через уже рассмотренную тематику его значений в гороскопе Паганини, а через диспозицию с Солнцем адресуя самому музыканту им самим созданную и неразрешённую ситуацию. Одновременно с этим дирекционный Нептун совершил соединение с IC – куспидом 4-го дома и символическим местом последнего успокоения, представляя нам возникшую путаницу и тяжбу из-за наследства Паганини.
Управление седьмым домом, в том числе означающим и судебные процессы, а также собственная символика Нептуна, включающая религию и церковь, даёт нам представление о желающих получить свою долю. Неизвестно точно, какими суммами было улажено дело с парижским Королевским судом, но порядок цифр можно представить из исков, штрафов и иных компенсаций.
На графа Де Чессоле, в доме которого умер Паганини, легла обязанность по захоронению тела. Но католическое духовенство запретило хоронить того, кто при жизни был заклеймён как безбожник и якобинец и умер без покаяния и исповеди. Попытка перевезти гроб с забальзамированным телом в Геную для захоронения его на родине музыканта натолкнулась на церковное противодействие. Епископ Ниццы счёл необходимым незамедлительно известить епископа Генуи о принятых им мерах против опасного вероотступника. Также было запрещено печатание некролога, и ни одна местная газета не сообщила о смерти Паганини. Управляющий молчаливыми Рыбами Нептун опустил завесу тайны над происходящим, и сегодня очень трудно восстанавливать обросший нептунными легендами истинный ход событий.
Гроб был перенесён в подвал госпиталя для прокажённых, находящегося неподалеку от Ниццы, в местечке Вильфранш. И начались интенсивные переговоры с направлением прошений королю Карло Альберто и папе Григорию XVI. Однако все усилия оказывались тщетными. Четыре года шли переговоры. Неизвестно какие суммы были выплачены, чтобы смягчить церковные власти, но в итоге 22 апреля 1844 гроб с прахом Паганини был доставлен в генуэзский порт. В силу того, что запрет на предание земле грешника продолжал действовать, гроб был перевезён в небольшой дом деда Паганини в Польчевере рядом с Генуей. В течение года прах Паганини лежал в дедовском домике, пока продолжались дальнейшие переговоры с католической Церковью. В конце концов, огромные денежные пожертвования в сумме 1 миллион 100 тысяч франков золотом сделали своё дело. В пармской церкви делла Стекката прошла поминальная служба, и после искупительной церемонии пармский епископ снял запрет на ввоз праха в княжество. Останки Паганини были перевезены его сыном Акилле на виллу «Гайоне». Видимо, уплаченной суммы хватило только на то, чтобы ввезти гроб с прахом в пределы пармского княжества, но оказалось недостаточно, чтобы захоронить его на местном кладбище. В течение двадцати лет гроб находился на вилле Паганини, и только в 1876 году было получено разрешение на его захоронение. Какие суммы позволили отменить запрет епископа Ниццы остаётся тайной.
Но посмертное путешествие на этом не закончилось. В 1893 году известный чешский скрипач Францишек Ондржичек, совершавший паломничество в Парму, решил удовлетворить своё несколько странное и мрачное любопытство. Он сумел убедить внука Паганини Аттилу выкопать и вскрыть гроб, дабы увидеть великого артиста. А три года спустя, в 1896 году, в связи с закрытием старого пармского кладбища, гроб был вновь выкопан и захоронен на новом кладбище делла Виллетта.
Пятьдесят шесть лет продолжалось посмертное путешествие великого виртуоза – число лет почти совпавшее с числом лет его жизни. Такое фантомное пребывание на Земле стало возможным благодаря участию находящейся в зените гороскопа Чёрной Луны, сфокусировавшей, проявившей и как бы эхом отразившей огромную и таинственную энергию Нептуна и Плутона, заключённую в огромных деньгах, заработанных на огромных страстях. Чёрная кошка продолжала неслышно ступать в лабиринте улиц Генуи, ища выход из хитросплетений судьбы, не найденных её хозяином.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)