Любовные тайны Романовых

Любовные тайны Романовых
История
admin
Фото: BUKA-BUKA
21:13, 30 октябрь 2019
1 432
0

Многие российские монархи были любвеобильными мужчинами — заводили любовниц и имели внебрачных детей. Николаю I приписывают 9 незаконных отпрысков, Александру I - 11, Александру II - 12.

Любовные тайны Романовых

Братец Иван

Говоря о внебрачных детях — бастардах, часто приходится использовать выражение «по слухам». Тут уж ничего не поделаешь — обычно Романовы старались сохранить свои грехи в тайне, так что данных, подтвержденных документами, очень мало.

А первые слухи относятся к Алексею Михайловичу. У этого благочестивого царя в двух браках было 16 детей. Казалось бы — вполне достаточно. Но молва приписала ему и одного внебрачного ребенка — Ивана Мусина-Пушкина.

Отец Ивана — Алексей Мусин-Пушкин — служил при царе комнатным стольником. Соответственно, жена стольника — Ирина могла быть знакома с монархом.

Когда Ивану Мусину-Пушкину было 14 лет, его мать угодила в опалу — ее сослали вместе с родственниками. Возможно, потому, что она много болтала о происхождении сына. С другой стороны, причина опалы могла быть какой угодно.

А вот при Петре I Мусин-Пушкин (сводный брат?) сделал неплохую карьеру — стал графом, сенатором, президентом коллегии.

Говорили, что сам Петр I не был уверен в своем происхождении: в его отцы, помимо Алексея Михайловича, записывали самых разных людей, включая патриарха Иоакима. По легенде, однажды в подпитии Петр, показывая на Мусина-Пушкина, заявил: «Вот он — точно сын моего отца». Но это всего лишь легенда.

Кроме того, первый российский император частенько называл Мусина-Пушкина «братцем». Но проблема в том, что «братцем» Петр называл и других соратников, например Александра Меншикова. Но никто по этому поводу не утверждает, что Меншиков — царский сын.

В общем, серьезных оснований обвинять Апексея Михайловича в грехе нет. Зато его сын — Петр I — в любовных связях был крайне неразборчив.

Первую жену царь заточил в монастырь, а в 1712 году женился во второй раз — на Екатерине I. Но их старшие дети — Анна и Елизавета — родились до свадьбы. Поэтому этих дочерей тоже можно считать незаконнорожденными. Что, впрочем, не помешало Елизавете Петровне взойти на престол.

Помимо двух жен, у Петра I были и случайные связи, и постоянные любовницы, самая известная из которых — Анна Моне. Не всегда жизнь царских любовниц оказывалась счастливой. Например, Марию Гамильтон царь казнил — она убила своего ребенка, рожденного от деншика Ивана Орлова.

«Пойди и выпори Авдотью»

Иногда пишут, что император наплодил невероятное количество бастардов — до ста человек. Правда, ни про одного из них нельзя с определенностью сказать, что это был ребенок Петра I.

Евдокия (Авдотья) Ржевская стала царской любовницей в совсем юные годы. Петр I называл ее «бой-бабой» и выдал замуж за офицера Григория Чернышева. Это вовсе не означало, что царь прекратил с ней любовную связь.

«У Евдокии родилось от царя четыре дочери и три сына; по крайней мере, его называли отцом этих детей, - писал историк Казимир Валишевский. — Но, принимая во внимание чересчур легкомысленный нрав Евдокии, отцовские права Петра были более чем сомнительны».

Нрав Евдокии действительно был далек от христианского идеала. От нее Петр I заразился дурной болезнью, после чего приказал Чернышеву: «Пойди и выпори Авдотью».

Мы не знаем, исполнил ли муж-рогоносец приказание царя, но карьеру он сделал блестящую: занимал важные посты, а при Елизавете Петровне получил графский титул.

Сыновья Авдотьи Чернышевой тоже не затерялись: Петр стал видным дипломатом, Захар возглавлял Военную коллегию, а Иван дослужился до генерал-фельдмаршала по флоту.

В 1720-е годы в любовницах Петра I ходила Мария Кантемир, дочь молдавского господаря. Французский посол Кампредон уверял, что император хотел развестись с Екатериной и жениться на Марии, «если девушка эта родит сына».

А дальше следует детективная история. Мария Кантемир была беременна от царя. Екатерина, жена Петра I, сильно встревожилась и послала к Марии своего врача Георгия Поликалу. Коварный доктор сделал какие-то нехорошие вещи, после чего у Кантемир случился выкидыш. По другим данным, она родила мертвого ребенка. По третьим — родила живого, но он сразу же умер.

Так или иначе. Петр I остался с женой, но без наследника престола мужского пола. А Мария Кантемир, прожившая до 1757 года, так и не вышла замуж.

10 детей и две фаворитки

Среди тех, кого называют незаконными детьми Петра I, есть два очень известных человека великий полководец Петр Румянцев и великий ученый Михаил Ломоносов.

Оба пошли в гору во время правления Елизаветы Петровны, их сводной сестры, если верить версии об отцовстве Петра I. Впрочем, поверить в эту версию можно только с большим трудом. Румянцев был похож на императора внешне, а Ломоносов родился в тех краях, где бывал Петр I. Для доказательства отцовства, честно говоря, маловато.

После смерти Петра I началась эпоха женского правления. Любовные связи императриц, их многочисленные фавориты — это отдельная и неисчерпаемая тема. Но ограничимся амурными похождениями монархов-мужчин.

Заметим лишь, что происхождение Павла I окутано завесой тайны. Екатерина II в воспоминаниях прозрачно намекает, что отцом Павла был ее любовник Сергей Салтыков.

У Павла I была большая семья, что не мешало ему иметь любовниц

Но все же более вероятно, что отец Павла I — Петр III, а сам он — правнук Петра I. По крайней мере, этот император любил женщин не менее пылко, чем его прадед.

Первая жена Павла — Наталья Алексеевна умерла при родах. Вторая — Мария Федоровна — родила 10 детей, двое из которых — Александр и Николай — стали императорами.

С определенного момента отношения Павла I с женой испортились. И он, как подобает монарху, завел себе любовниц. Сначала в фаворитки выбилась Екатерина Нелидова, а потом Анна Лопухина. Обе, надо сказать, не были красавицами. Нелидова — «маленькая некрасивая брюнетка», Лопухина — «невысокого роста, дурно сложена и без грации в манерах».

Хорошенькая вдова

Но первый сексуальный опыт случился у Павла I еше до женитьбы. В 1771 году Павел Петрович серьезно заболел. Говорили, что он вообще не поправится.

Екатерине II пришлось задуматься о наследнике. Да, у нее был сын Алексей Бобринский, рожденный от Григория Орлова. Но провозгласить бастарда наследником престола — это было слишком даже для Северной Семирамиды.

В итоге Павел выздоровел. Но Екатерина сомневалась, что он после перенесенной болезни сможет зачать ребенка. И решила проверить это опытным путем. 17-летнего великого князя свели с 25-летней вдовой Софьей Ушаковой.

Оказалось, что Павел вполне состоятелен как мужчина. Софья родила сына, которого назвали Семеном Великим.

Ушакову выдали замуж за обер-камергера Петра Разумовского, а ребенка хотела взять на воспитание Екатерина II, но в конце концов все-таки отдала его матери. Семен Великий окончил закрытую Петропавловскую школу, а затем Морской кадетский корпус. Стал флотским офицером, участвовал в войне со шведами.

В 1893 году Семена отправили в Лондон, в распоряжение посла Воронцова. Россия и Англия тогда вместе боролись с революционной Францией, поэтому сын Павла Петровича поступил на службу в британский флот. Через год корабль ««Вангард», на котором находился Семен Великий, затонул в районе Антильских островов. Капитан-лейтенант Великий погиб.

Впрочем, есть версия, что на самом деле он спасся. Более того, именно Семен Великий (а не Александр I) стал впоследствии старцем Федором Кузьмичом. Эту версию выдвинул великий князь и по совместительству историк Николай Михайлович, правнук Павла I.

В конце жизни император Павел сошелся с одной из придворных служанок. Уже после смерти монарха на свет появилась дочь — Марфа Мусина-Юрьева. Ей даровали дворянство, подарили поместья, но девочка прожила всего два года.

Горючие слезы

Если с детьми Павла I есть кое-какая ясность, то разобраться с потомством Александра I практически невозможно. С одной стороны, ему приписывают множество незаконных отпрысков, с другой -существует мнение, что этот император вообще был бесплоден.

Законная супруга Александра I — Елизавета Алексеевна — родила двух девочек, умерших в младенчестве. Но, по слухам, их отец не император, а Адам Чарторыйский (отец старшей) и Алексей Охотников (отец младшей).

Александр состоял в длительной связи с Марией Нарышкиной. Ее дети записывались на официального мужа — Дмитрия Нарышкина, однако в свете судачили, что их настоящий отец — император.

Во всяком случае, Александр I очень любил родившуюся в 1808 году Софью Нарышкину. «Ее детское, как бы прозрачное личико, большие голубые глаза, светло-белокурые вьющиеся кудри придавали ей отблеск неземной», — писал граф Владимир Соллогуб.

Софью хотели выдать за графа Андрея Шувалова. Говорили, что «этот пройдоха» сватался, «чтобы сделать карьеру». Но свадьба не состоялась — 16-летняя невеста умерла от чахотки. Узнав об этом, Александр I, по словам лейб-хирурга Дмитрия Тарасова, «возвел глаза свои вверх и залился самыми горючими слезами, так что вся сорочка на груди его была ими смочена».

Наверное, император действительно был (или считал себя) отцом девочки, если позволил себе так бурно проявить эмоции. А вот жених Шувалов нашел утешение, женившись на богатейшей женщине — вдове екатерининского фаворита Платона Зубова.

Во внебрачные дети Александра I иногда зачисляют Николая Лукаша и Николая Исакова. Первый дослужился до военного губернатора Тифлисской губернии, второй в 1860-1870-х годах возглавлял военно-учебные заведения и проводил реформу военного образования.

Роман с согласия жены

Немало бастардов приписывают и брату Александра I — Николаю I. Этот император женился по любви и жил с супругой в любви и согласии. Александра Федоровна родила ему семерых детей. После этого врачи запретили императрице рожать. Супружеская жизнь на этом закончилась, ведь секс не с целью деторождения — большой грех. Хотя, скорее всего, у императора просто появился повод завести любовницу.

Варвара Нелидова и Николай I

И Николай I завел. Счастливой избранницей стала Варвара Нелидова, племянница той самой Екатерины Нелидовой, которая была фавориткой Павла I. Этакая семейная преемственность.

Фрейлина Александра Сокапова писала, что Варвара Аркадьевна «любила государя всеми силами своей души, не считаясь ни с его величием, ни с его могуществом, а любя в нем хорошего человека. Императрице связь эта была хорошо известна... Она, если так можно выразиться, была санкционирована ею».

Официально детей у Николая I и Варвары Нелидовой не было. Однако ходили слухи, что в действительности они были, но их усыновлял Петр Клейнмихель, приближенный императора, получивший, между прочим, графский титул.

В 1858 году Николай I насильно обвенчал князя Сергея Трубецкого, светского гуляку и друга Михаила Лермонтова, с Екатериной Мусиной-Пушкиной. Невеста была беременна и вскоре родила дочку Софью. Ходили слухи, что отцом ребенка являлся сам император.

Насильственный брак оказался несчастливым, супруги почти сразу расстались: Екатерина уехала в Париж, а Сергея сослали на Кавказ.

Софья Трубецкая сначала жила во Франции, потом вернулась в Россию и училась в Екатерининском институте благородных девиц. На коронации Александра II красавицу Софью увидел французский посол герцог де Морни, единоутробный брат Наполеона III.

Герцог влюбился, женился и увез Софью во Францию. Там она содержала светский салон и считалась одной из первых красавиц Парижа.

В 1865 году де Морни умер. Софья нашла себе не менее блестящую партию — испанского герцога Альбукерке. В Мадриде она подружилась с королевой Изабеллой II и запомнилась том, что установила первую в Испании рождественскую елку.

Молва приписывала Николаю I и других незаконных детей. В частности, Федора Трепова, прославившегося тем, что в него стреляла Вера Засулич. Правда, по другой версии, отцом Трепова был германский император Вильгельм I.

Светлейшие князья Юрьевские

Александр II всю жизнь слыл ловеласом. Много лет он состоял в связи с княжой Екатериной Долгоруковой, причем эта связь ни для кого не являлась секретом. Княжна родила от императора двоих сыновей (один умер в младенчестве) и двух дочерей.

В мае 1880 года умерла жена Александра II — Мария Александровна. Император, не дождавшись окончания траура, женился на Долгоруковой. Ей и ее детям был присвоен титул светлейших князей Юрьевских.

Поговаривали, что Александр II собирался сделать свою морганатическую супругу императрицей, а ее старшего сына — наследником престола. Но 1 марта 1881 года бомба народовольца Игнатия Гриневицкого оборвала жизнь императора.

Несостоявшийся наследник Георгий Юрьевский вместе с матерью покинул Россию, затем вернулся и служил в гвардии. В 1915 году он умер от нефрита. От этой же болезни, кстати, скончался и другой сын Александра II — Александр III.

Ольга Юрьевская вышла замуж за внука Пушкина — графа Георга-Никапая фон Меренберга. Младшая дочь княжны Долгоруковой — Екатерина — дважды побывала замужем за князьями, Барятинским и Оболенским. После революции она жила в Англии, где стала профессиональной певицей. Умерла дочь российского императора в 1959 году в доме престарелых.

«Сероглазый король»

Если верить слухам, у Александра II были и совсем незаконные дети. К примеру, Александр Дембовецкий, в 32 года ставший губернатором Могилевской губернии. Или Евгений Алексеев — адмирал, сыгравший большую роль в развязывании Русско-японской войны. Или княгиня Мария Тенишева, знаменитая меценатка. Опровергнуть эти слухи сложно, подтвердить — еще сложнее.

Александр III и Николай II вполне справедливо считаются примерными семьянинами. Но даже этих монархов слухи не оставляют в покое.

Существует легенда, что Александр III во время поездки по стране совратил какую-то девушку. Родившегося сына назвали Сергеем Александровичем Миротворцевым. Он вырос и стал выдающимся хирургом.

В 1930-е годы о его происхождении рассказали Сталину. «Вождь народов» заявил: «Он не виноват, что его отец был такой (нецензурное слово)». Миротворцева оставили в покое, а потом даже вручили Сталинскую премию.

В Советском Союзе на самом деле был известный хирург академик Сергей Миротворцев. Только отчество у него не Александрович, а Романович. Но легенда все равно красивая.

А петербургские исследователи Владимир и Наталья Евсевьевы утверждают, что Анна Ахматова родила Льва Гумилева от Николая II. Дескать, откуда могла взяться царственная осанка Анны Андреевны? Конечно, от любовника-царя. Да и в стихах Ахматовой упоминается «сероглазый король».

Аргументы, по правде сказать, не слишком убедительные. Романовы были живыми людьми, и грешили они немало. Так что вряд ли стоит приписывать нашим самодержцам грехи, которых они не совершали.

© Александр Скабичевский

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)