Не мешайте детям мечтать

Не мешайте детям мечтать
Психология
admin
Фото: BUKA-BUKA
12:10, 21 февраль 2019
722
0
Казалось бы, трудно придумать более бесполезное занятие для ребёнка, чем блуждание в придуманном королевстве «Фата и Блёстки». Лучше бы м..

Казалось бы, трудно придумать более бесполезное занятие для ребёнка, чем блуждание в придуманном королевстве «Фата и Блёстки». Лучше бы математику учил! Однако исследования доказывают, что дети с фантазией с большей вероятностью добьются успеха во взрослой жизни, чем те, кто безо всяких блёсток сидел на математике.

Инна Прибора объясняет, насколько важны ребёнку его выдуманные миры.В мире масса нерешённых проблем: экологические проблемы, экономические кризисы, Дональд Трамп и домашняя работа по русскому. Мир отчаянно нуждается в нестандартных решениях. Да, судя по бешеному количеству товаров с этикеткой «инновационный», мы совершили прорыв почти во всех областях жизни. Но на деле в пакете с такой наклейкой обычно оказываются стельки. Трудно сказать что-то против новых стелек, но вот что делать с экономическим кризисом, кашей на дорогах и тем более — домашней работой, пока никто не придумал.

Американцы славятся своей любовью к тестам. Начиная с 60-х годов они тестируют детей на интеллект — известными тестами IQ, а на креативное мышление — тестами Торренса. Это серия отдельных задач, которые в течение полутора часов делают в кабинете психолога. При этом любопытно, что высокие оценки теста на креативность лучше коррелируют с будущими успехами, чем оценки IQ-теста. Согласно исследованию Джонатана Плакера, те, кто придумал самые интересные решения в задачах Торренса, чаще всего становились предпринимателями, изобретателями и даже дипломатами. А вот ребят с высоким уровнем интеллекта судьба разбросала более причудливо и не всегда столь успешно.

Не мешайте детям мечтать

Недавно учёные всполошились: если IQ довольно стабильно растёт, то вот уровень творческого мышления рос c 1960-х до 1990-х годов, а потом неуклонно падал. Снижение детской креативности оказалось настолько значительным, что лет десять назад известные западные СМИ начали печатать статьи с громкими заголовками, где речь шла о «кризисе креативности». В некоторых образовательных программах, например, в британских, решили подчеркнуть важность развития творческого мышления и ввели тест Торренса для оценки образовательного результата.

Автор книги The creativity Challenge: How We Can Recapture American Innovation, психолог Кэй Ким объясняет, что, возможно, дело в смене образовательных ценностей. На протяжении XX века учебная система в США поощряла творчество и интеллектуальное разнообразие. Вместе с экономическим ростом креатив постепенно перестал считаться верным путём к стабильной работе и высокой зарплате, поэтому все переключились на подготовку к стандартизированным тестам.

В России же креативность и вовсе никогда не была синонимом успеха, если вы не Чайковский. В силу исторических причин для продвижения по карьерной лестнице были нужны совсем другие качества, а слишком изобретательный подход скорее мешал делу. Сегодня идея ввести курс по развитию творческого мышления в школе вряд ли найдёт поддержку.Какое уж тут творчество, когда непонятно, как успеть освоить общую программу и избежать шитья фартука на уроках труда.



Ч Что такое вымышленный мир ребёнка и как он связан с креативностью?

Воображаемый мир, паракосм — штука, которую изобретают дети в школьном возрасте. Он очень подробный, продуманный, как правило, имеет свою географию, историю и язык. В паракосме не живут один день. Игра развивается в течение длительного времени, может несколько месяцев, а может и несколько лет. Мир может трансформироваться и переживать трудные времена, но неизменным остаются глубокие отношения между фантазией и её создателем.

Термин «паракосм» предложил в 1976 году американский учёный Роберт Сильви. У нас же название толком не прижилось и исследователи подчас оперируют странными названиями, лучше подходящими для утренника в ясельной группе — «Игра в страну-мечту». При этом любой родитель, скорее всего, насторожится, если услышит от ребёнка «Погоди, я ещё немного погуляю по Леденец-сити!», но при этом он не сидит в компьютере.

Вообще компьютер часто может быть единственным оправданием такому ответу. Если же школьник «пошёл гулять», лёжа на диване, мы заметно нервничаем и пытаемся привлечь его к более насущным проблемам: уборке или домашним заданиям.Однако чтобы успокоиться, достаточно вспомнить, что К. С. Льюис в детстве проводил время в придуманном королевстве Боксел (именно из него растут ноги у знаменитой Нарнии), сёстры Бронте за неимением компьютера развлекались в вымышленном царстве Гондел (хотя, казалось бы, между «Джейн Эйр» и Гонделом нет никакой связи), а из ребёнка, который рисует карту Кондуита и Швамбрании, вырастает писатель Лев Кассиль.

Исследователи из университета Орегона изучали поведение детей 8-12 лет и выяснили, что примерно 17% из них рассказывают о глубоких и сложных воображаемых мирах. Эти параллельные вселенные могли сильно различаться, но все они включали сведения об окружающей среде (пещеры, моря и замки), их обитателях (звери, эльфы, бандиты), а ещё там были разные классные штуки, вроде фонтана, из которого бьют струи мёда.

На первый взгляд может казаться, что человек, грезящий о медовом фонтане, — антисоциальный тип, который просто не может пойти погонять мяч с другими ребятами. Однако исследование не нашло никаких отличий между детьми с воображаемыми мирами и без них ни в понимании речи, ни в рабочей памяти.

Да, у ребят с развитой фантазией были некоторые сложности со сдерживанием и контролем. Учёные полагают, что это плата за креативность — стремление вечно вырываться за границы допустимого. Кроме того, паракосмы — это очень социальная деятельность. Дети часто погружаются в неё в компании, вместе строят свой маленький коммунизм.

Другие учёные могли бы ещё больше обрадовать родителей, чьи дети торчат головой в облаках. Проанализировав детские игровые привычки успешных людей, они заметили кое-какое сходство. Те, у кого в биографии был более-менее интересный паракосм, как правило, вносят не менее интересный вклад в реальную жизнь: новаторские литературные шедевры, инновационные технические достижения или изменение традиционных социальных форм. Тут читателю передают привет писатель Джек Керуак, нейробиолог Оливер Сакс, физик и писатель Станислав Лем, философ Фридрих Ницше и многие другие люди, не поместившиеся в статью.В общем, исследователи уверяют, что такая игровая деятельность может с хорошей вероятностью предсказать творческий успех.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)