Монстры — это метафора

Монстры — это метафора
Познавательно
admin
Фото: BUKA-BUKA
18:01, 17 февраль 2019
502
0
Не только сон разума рождает чудовищ, но и его работа. Человечество то и дело изобретает разных монстров, а потом торчит перед экранами,..

Не только сон разума рождает чудовищ, но и его работа. Человечество то и дело изобретает разных монстров, а потом торчит перед экранами, покрываясь мурашками, и как-то пытается утешиться попкорном.

Монстры — это метафора

Есть три очень веские причины изучать мерзкие морды, которые влезают в культурное пространство.

Во-первых, разбираясь в склонностях очередного изверга с синим цветом лица, мы задумываемся о природе этого монстра, ищем человеческое в нем и нечеловеческое в себе. Персонаж служит кривым зеркалом, благодаря которому мы лучше понимаем собственную сущность.

Во-вторых, мифологические твари отвечают за вытесненные, пограничные эмоции человечества.



Т Так, интерес к определенному кошмару показывает исследователям, куда дует ветер коллективных страхов, какие идеи витают в воздухе.

Когда, например, появляется Годзилла, которая крушит полгорода неловким поворотом хвоста, мы понимаем, что, вероятно, человечество сейчас больше всего пугает угроза ядерной войны.

В-третьих, монстры просто очень интересные: они обитают на грани жизни и смерти, имеют привычку рвать людей на части, и с самого начала фильма понятно, что все закончится отнюдь не чаепитием.

Как говорят в детских передачах, давайте познакомимся с ними поближе.



В Вампиры

На протяжении многих лет вампиры серьезно влияли на популярную культуру, не менее серьезно меняя при этом свой внешний вид. В конце XIX века Брэм Стокер вывел на свет аристократического графа Дракулу. Тот оказался просто злом во плоти, монстром, которому откусывать головы детишкам только в радость. Автор списал все на болезнь: мол, извините, вампиризм — это медицинское отклонение, извращенная одержимость, что тут поделать.



В В демонический недуг влились все табуированные в викторианской жизни влечения: секс, в том числе и однополый, кровь и смерть.

То, что Дракула — аристократ, живет в замке, заботится о расширении своих владений, а в свободное время купается в крови и удовольствиях, имеет принципиальное значение. В то же время, когда выходит роман Стокера, Карл Маркс пишет о вампирической сущности капитализма. Это позволило некоторым исследователям, таким, например, как словенский культуролог Славой Жижек, увидеть в дракулах высший класс: ага, вот они, кровопийцы и угнетатели. Действительно, готический вампир всегда облачен в неудобную одежду, в которой не пойдешь на завод. Все эти красные бархатные мантии, высокие стоячие воротники и рубашки с жабо выдают в нем человека, живущего явно не трудовой жизнью.

Со временем образ менялся все сильнее. В 1994 году выходит «Интервью с вампиром», где грустный и одинокий Брэд Питт пьет крысиную кровь из гуманистических побуждений. А глядя на его товарищей по несчастью Тома Круза и Бандераса, зрительницы (и некоторые зрители) вообще могли утвердиться во мнении, что вести вампирскую жизнь в их компании — неплохая идея. Эти ребята чертовски привлекательны.

В 2000-х случился бум «Сумерек». В подростковой эпопее и вовсе нет никакого угнетения и классовой борьбы.



В Вампирская семья Калленов — приятные люди, изящные и ухоженные, много занимаются спортом и бегают по ночам со скоростью болидов. Это такие вегетарианцы в мире вампиров, они не пьют кровь людей — только животных. (Слава богу, остались хотя бы представители фауны — семья могла вообще увлечься соевыми бобами!)

Эдвард Каллен невероятно красив, с «сияющей кожей»! Грустно, что от древнего викторианского страха и трепета не осталось и следа: в современном прочтении кровопийца становится моделью из рекламы крема для лица. Кроме того, он очень сильный, бессмертный и бесконечно богатый. Ах, да, и боится заниматься сексом с главной героиней, чтобы в порыве страсти ее ненароком не покалечить. «Хочу, но не могу!» — как бы говорит нам вампир с сияющим лицом, а потом убегает плакать. Однажды он очень расстроится, оставив Белле синяк. Синяк! Да граф Дракула от стыда бы под землю провалился.

Психолог Анна Галахова в беседе с автором мечтательно говорит, что истории любви обычных людей с вампирами суть мотивы, связанные с подчинением власти, силе и тягой к таинственному: «Это сексуально, конечно! И созависимо. Мечта о ласковом хищнике, который оградит от бед и откроет новый мир. Вампиры при этом особенно очаровательные и утонченные насильники. Сопротивляться им невозможно: они умны, коварны, изысканны и чувственны в своих преступных порывах, да еще и вечную жизнь даруют!

Читать далее: https://knife.media/monsters/

Нож ВК: https://vk.com/knife.media

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)