БЫТЬ ДОСТОЙНЫМ ВРЕМЕНИ!

Поделиться:

Чувство радости и гордости владело мной, когда вместе со всеми людьми страны, собратьями по труду, представителями многонациональной социалистической культуры я внимательно следил за работой XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, принявшего новую редакцию Программы КПСС, в которой нашли отражение воля и мысли миллионов советских людей. В Политическом докладе Центрального Комитета КПСС, выступлениях делегатов с новой силой и убежденностью прозвучали слова о высокой сЬ-циальной роли советского искусства, его гуманистической и оптимистической наполненности, тесной связи с народом.

Атмосфера всеобщего воодушевления царила на форуме коммунистов. Казалось, вся наша страна собралась в эти дни в Кремле. В перерывах между заседаниями делегаты обменивались мнениями, спешили поделиться друг с другом впечатлениями — ведь они участвовали в событиях поистине мирового масштаба. Разве можно было, к примеру, остаться равнодушным, когда зал Дворца съездов под звуки торжественного марша наполнился кумачом знамен и алым пламенем гвоздик, жизнерадостной красногалстучной детворой: будто посланцы грядущего века принимали у партии эстафету мира, созидания и прогресса.

Слушая выступления делегатов, живо представлял те грандиозные планы, которые предстоит осуществить, думал о том, как много надо сделать каждому из нас, чтобы приблизить торжество коммунизма. И еще: каким оно будет — советское изобразительное искусство завтрашнего дня.

Меня, как ‘и всех советских художников, особенно волнуют проблемы всемерного повышения требовательности к результатам нашего труда, усиления действенности искусства. Руководители партии и правительства, делегаты и гости съезда, побывавшие на Всесоюзной выставке «Мы стро-
им коммунизм», которая работала в те знаменательные дни в Москве, дали принципиальную оценку творчества, отметили успехи изобразительного искусства, тематическое разнообразие произведений, активность молодежи.

Живая преемственность поколений — характерная черта советского искусства. Особенно радует сегодня оптимистический настрой творческой смены. В искусстве молодых все настойчивее проявляется стремление к социальной проблематике, историко-патриотической, интернациональной темам. Слово «новаторство» понимается ими в духе времени — не как формалистический изыск, а как осознанное обращение к прогрессивным традициям, обогащение творчества всем лучшим, что выработало искусство на протяжении веков.

Чтобы подняться к высотам мастерства, надо неустанно бороться против проявления безыдейности и мировоззренческой всеядности, эстетической серости и ремесленничества. Следует взять за образец жизнь и творчество наших великих мастеров-подвиж-ников — таких, как Александр Иванов, Василий Суриков, Илья Репин: годами трудились они над своими произведениями, шли путем долгих исканий. Их работы отражают типические, передовые тенденции времени. Каждый образ, каждая деталь в них верно найдены, выстраданы. Непреходящая ценность и привлекательность их творчества в содержательности, необычайной жизненности, неразрывной связи с народными массами, высочайшем художественном мастерстве. Необходимо овладевать их методом постижения    художественной
правды и образности.

Мне приходится вести большую педагогическую работу. Не устаю повторять студентам: прежде чем взяться за тему — изучи все к ней относящееся до последних мелочей. Тогда вернее найдутся и сюжет, и композиция, произведение выйдет не надуманным, а осно-
ванным на достоверных наблюдениях, исторической правде. Мне повезло: уже дипломная работа («В Петроград», 1957) предопределила мой путь в искусстве на многие годы, не осталась незамеченной. Но чтобы правдиво воплотить замысел на холсте, пришлось потрудиться: я и в кабине паровоза поездил, и уголек в топку побросал. А сколько изучил исторических материалов в архивах и библиотеках, сколько сделал набросков, эскизов, этюдов. Историко-революционная тема, к которой пришел после долгих поисков, стала для меня ведущей. Продолжаю ее и в сегодняшних моих картинах, посвященных 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Выбор темы — один из критериев, который выявляет мировоззренческие позиции художника, отношение к ключевым проблемам действительности, активность жизненной позиции. Прежде чем браться за кисть или карандаш, уясни — для кого и для чего ты собираешься творить, что нового хочешь сказать, насколько это отвечает передовым идеям общества.

Сегодня на наши художественные выставки, на встречу с прекрасным пришел новый зритель — эстетически образованный, информированный и требовательный, с вниманием и заинтересованностью относящийся к работе художника. Живое приобщение масс к изобразительному творчеству, дальнейшее развитие социалистической культуры ставят перед живописцами, скульпторами, графиками новые ответственные задачи. От них требуются работы впечатляющей образной силы, несущие пафос времени. Общество ждет от нас, подчеркнул Михаил Сергеевич Горбачев, художественных открытий, правды жизни, которая всегда была сутью настоящего искусства. Долг и святая обязанность художника быть достойным времени, героических свершений советского человека — строителя коммунизма.
2018-2019 BUKA-BUKA. Все права защищены. NatPress.NET. Медиа Холдинг Разработка Бюро Дизайна AiiA.SU
x