Структура и содержание агиодраматического действия
Опыт показывает, что форма агиодраматических занятий, состоящая в еженедельных групповых встречах, является оптимальной.
Актуальным является вопрос о том, должна ли эта группа быть закрытой или открытой.
Мне видится наиболее перспективным следующее устройство агиодраматической группы: после нескольких (двух-трех) занятий группа закрывается.
Число занятий в закрытой группе равно числу ее участников (около 10).
Члены закрытой группы обязуются участвовать в каждой сессии.
После того, как каждый участник побывает протагонистом, группа открывается, то есть поработавшие участники могут ее покинуть, а новые люди – принять участие в работе группы.
Через два-три занятия группа снова закрывается.
Цикл «закрытости» группы составит, таким образом, 10 недель или 2,5 месяца. Такая форма работы наиболее продуктивна с точки зрения групповой динамики.
Вне зависимости от открытости/закрытости группы, выбор протагониста агиодрамы происходит на группе, предшествующей действию, поскольку и протагонист, и ведущий должны успеть ознакомиться с текстом жития.
Для того, чтобы участникам группы было удобнее ознакомиться с тестом, я публикую его на сайте «Мифодрама» и высылаю членам группы ссылку на текст. Своими впечатлениями от текста участники могут поделиться на форуме сайта, не дожидаясь самой агиодрамы.
Выбор протагониста осуществляется следующим образом.
В конце занятия ведущий предлагает участникам обозначить свое желание быть протагонистом в следующий раз. Участник группы может заявить в качестве материала для работы:
1) житие своего святого покровителя (выявляется по святцам);
2) житие любого святого, который ему интересен;
3) личную тему для психотерапевтической работы. В последнем случае житие святого для постановки выбирает ведущий.
Как проходит агиодрама
Как и любое психодраматическое действие, агиодрама начинается с разогрева. Разогрев может быть как тематическим, связанным с темой будущей агиодрамы, так и общим, призванным повысить уровень энергии в группе.
Примером разогрева, вводящего участников в контекст работы со святостью, является социометрический разогрев «Лики святости».
Лики святости, используемые в разогреве:
Бессребренники
Христиане, прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. Зачастую к ним относят святых, обладавших даром врачевания и не бравших платы за свой труд.
Благоверные
Монархи и удельные князья — за свою благочестивую жизнь, дела по укреплению церкви и веры.
Исповедники
Лица, открыто исповедовавшие свою веру во время гонений на христиан. В отличие от мучеников, исповедники после перенесенных мучений оставались в живых.
Мученики
Люди, принявшие смерть за свою веру.
Преподобные
Монашествующие, почитаемые за подвижническую жизнь.
Праведные
Миряне и священнослужители из белого духовенства, почитаемые за праведную жизнь.
Страстотерпцы
Лица, принявшие мученическую кончину не за веру, возможно даже от единоверцев (в силу злобы, коварства, заговора). Почитается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам.
Блаженные и юродивые
Подвижники, добровольно принявшие на себя образ безумных. Для таких лиц характерен аскетический образ жизни, обличение (в том числе публичное) людских пороков.
После интервью о причинах выбора участникам предлагается выбрать человека, наиболее подходящего на роль мученика, преподобного, страстотерпца и т.д.
Каждый участник подходит к выбранному человеку и кладет руку ему на плечо. В результате получается наглядный «рисунок» состояния группы по выбранному критерию.
На этом разогрев заканчивается, и можно переходить к следующим этапам: психодраматическому действию, обратной связи из ролей и шерингу.
Автор текста - психолог, психодрама-терапевт Леонид Огороднов https://www.facebook.com/hagiodrama/
Источник