» » » Теория эмоционального интеллекта. Упражнения для его развития

Теория эмоционального интеллекта. Упражнения для его развития

Теория эмоционального интеллекта. Упражнения для его развития
Психология
ibra
Фото: BUKA-BUKA
15:36, 01 март 2020
91
0
Распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими – основа жизненного успеха, говорит теория эмоционального интеллекта, которая ставит коэф..

Распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими – основа жизненного успеха, говорит теория эмоционального интеллекта, которая ставит коэффициент EQ намного выше традиционного IQ.

Следом за теорией множественного интеллекта, разработанной в 1983 Говардом Гарднером, согласно которой единого понятия об «уме» нет и быть не может, ведь у каждого человека есть преобладающий тип интеллекта, многие ученые пытались определить, развитие какого же типа компетенции обеспечивает жизненный успех человека.

Теория эмоционального интеллекта. Упражнения для его развития

Оказывается, еще Чарльз Дарвин высказал мысль о том, что именно эмоциональный интеллект был ключевым для выживания человека в доисторические времена, поскольку он проявлялся в способности адаптироваться к окружающей среде, уживаться и находить общий язык с соплеменниками и соседними племенами.

А уже в прошлом веке, на основе теории Гарднера, наиболее популярной в мире стала смешанная модель эмоционального интеллекта, созданная научным журналистом Дэниелом Гоулманом. Его книга об эмоциональном интеллекте разошлась рекордными тиражами во всем мире.

Итак, согласно Гоулману, эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов.



Самопознание

Или способность идентифицировать свои эмоции, свою мотивацию при принятии решений, узнавать свои слабые и сильные стороны, определять свои цели и жизненные ценности.

2. Саморегуляция

Это способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы.

3. Социальные навыки

Способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении.

4. Эмпатия

Способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям.

5. Мотивация

Способность стремиться к достижению цели ради факта ее достижения.

Все это навыки, которым можно и нужно учиться. Так как же улучшить эмоциональный интеллект и заставить его работать на вас?

Развивайте эмоциональное самосознание

Эмоции могут заставить человека вести себя необычно и часто непродуктивно, а самосознание улучшит вашу способность понимать и интерпретировать собственные эмоции, настроения и внутренние мотивы. Эта практика поможет и распознавать эмоциональные состояния других людей и понимать, что стоит за их словами и действиями. Говоря кратко, если вы не понимаете собственную мотивацию и поведение, то и других не поймете.

Что для этого делать:
Проговаривайте каждый день три фразы, которые начинаются словами «Я чувствую себя…», — благодаря этой технике вы постепенно сможете научиться точно определять свои эмоции и повысить самосознание.
Каждый день уделяйте время испытанной эмоции – формулируйте, что вы чувствуете и почему.
Напоминайте себе, что эмоции переменчивы и недолговечны, поэтому не могут быть основой для общения и принятия решений.
Размышляйте о том, как негативные эмоции – разочарование, отторжение, гнев или ревность – влияют на ваших коллег и клиентов.
Определите ваши страхи и желания. Это поможет лучше понять, что вас беспокоит и движет вами.
Проверьте, как вы реагируете на стресс. Расстраиваетесь ли вы каждый раз, когда что-то идет не так, как вы запланировали?

Эмоциональный самоконтроль

Важно развить способность контролировать импульсивные реакции и эмоции, которые негативно влияют на ваш потенциал и лидерство. Это следующий шаг после развития самосознания. Кратко говоря, самоконтроль – это способность стать «выше» жалких объяснений, ревности, срывов и не позволять эмоциям контролировать вас. Благодаря самоконтролю вы будете думать, прежде чем действовать, и создадите репутацию надежного члена в любой команде.

Техники самоконтроля:
Не позволяйте себе присоединяться к той или иной стороне во время офисных драм и конфликтов.
Если ситуация эмоционально трудная и заряженная, отступите на время, не принимайте решение сразу. Проанализируйте ваши эмоции.
Примите факт, что жизнь изменчива, и фрустрация и разочарования являются частью любой работы. И профессиональная реакция на них – это «мозговые штурмы» и разработка стратегий, а не жалобы и отстранение от работы.
Не присоединяйтесь к игре «найди виноватого», не показывайте пальцем на всех и все, что вас окружает. Кроме себя: изучите и примите свои ошибки.
Оставайтесь сконцентрированной на себе и тех вещах, которые вы можете контролировать, а не на том, что вне вашей власти.
Найдите способы, как реагировать на эмоции, которые бы не включали спонтанные реакции или некорректные выражения.

Развивайте способность выказывать сочувствие

Сочувствие – естественный путь в развитии эмоционального самосознания. Оно позволяет отойти от вашего личного опыта и увидеть и понять проблему с точки зрения другого человека. Развивая эмпатию, вы показываете ваше умение относиться к людям с уважением, добротой, достоинством и профессионализмом. Сочувствующие люди хороши в распознавании чувств других, даже если они неочевидны.

Как развить эмпатию:
Живите по золотому правилу – относиться к другим так, как вы хотите, чтобы относились к вам.
Свою точку зрения поддерживать легко, руководствуясь этим чувством, поставьте себя на место другого человека и посмотрите на ситуацию с его позиции.
Развивайте умение слушать и размышлять над тем, что сказал ваш собеседник.
Хотя бы раз в день спрашивайте, как человек себя чувствует, например, по шкале от 0 до 10. Так вы побудите окружающих выражать свои эмоции и лучше их понимать.
Признавайте тревоги и чувства других людей – дайте им понять, что вы видите их источник и осознаете ценность их точки зрения.

Работайте над вашей мотивацией

Мотивация – это страсть и энтузиазм в вашей работе и карьере, которые нельзя объяснить деньгами или статусом, это то, что помогает реализовывать свои внутренние цели и делать это с завидной настойчивостью.

Как улучшить мотивацию:
В любой сложной ситуации и даже при провале пытайтесь найти хотя бы одну хорошую вещь.
Фиксируйте момент, когда вы думаете и говорите в негативном ключе. Прекратите это делать, сделайте паузу и еще раз «прокрутите» в уме все ваши мысли и слова. Измените их на позитивные, даже если поначалу вам придется притвориться.
Легко забыть, что вы действительно любите в своей работе. Найдите время, чтобы вспомнить и сформулировать это, а также главную причину, почему вы хотите реализоваться именно в том, что делаете.
Помните, что люди притягиваются к позитивным, энергичным и вдохновляющим людям. Если вы повысите мотивацию, то получите больше внимания от коллег, топ-менеджеров и клиентов.
Поставьте себе вдохновляющие и в то же время достижимые цели. Сделайте список, что нужно сделать, чтобы их достичь. Награждайте себя, когда вы достигаете ключевых целей.

Улучшите навыки общения

Важный аспект эмоционального интеллекта – умение хорошо взаимодействовать с другими людьми, но это не значит, что интроверты или стеснительные люди обладают низким ЭИ. Навыки общения могут принимать разные формы, ведь это не только умение быть дружелюбным, но и умение слушать, убеждать, вербальные и невербальные навыки коммуникации. Руководители с высоким эмоциональным интеллектом часто очень хороши в общении, разрешении конфликтов и разделении своего видения с командой – они показывают пример поведения и ценностей, которым могут следовать другие.

Как улучшить навыки общения:
Изучайте конфликты и их решения, это поможет в трудных ситуациях с коллегами, клиентами или поставщиками.
Учитесь хвалить других, так вы вдохновите команду и сделаете ее лояльной.
Старайтесь понять человека, с которым разговариваете. У вас не может быть только одного подхода, который бы срабатывал со всеми на работе.

(из сети)

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

Loading...
Другие материалы рубрики:
Loading...