» » » Ложь и правда: как чеченцы Петра I "разбили", и что было на самом деле

Ложь и правда: как чеченцы Петра I "разбили", и что было на самом деле

Ложь и правда: как чеченцы Петра I "разбили", и что было на самом деле
История
ibra
Фото: BUKA-BUKA
11:10, 19 февраль 2020
536
0
"Несколько жестоких сражений горцев с царскими войсками, понесшими большой урон..." "Все, наверняка, наслышаны о словах восхищения, сказанные первым Всероссийским Императором Петром I (Великим) в адрес чеченцев и народов Дагестана. Тем не менее, полагаю, их стоит повторить - "Если бы этот народ имел понятие о военном искусстве, то ни один другой народ не был бы в состоянии взяться за оружие против него". А знаете ли Вы, что сказаны они после серьезного поражения, понесенного его многотысячным войском (которым, к слову, он самолично руководил) от объединенного войска чеченцев, кумыков и некоторой части народов Дагестана?" Так начинает свой опус, озаглавленный "1722 г. Петр I (Великий) и чеченцы" и опубликованный на сайте "Чеченинфо", некто Л. Гулаев. И продолжает: "Основные сражения в этой части "похода" развернулись в
Ложь и правда: как чеченцы Петра I "разбили", и что было на самом деле

"Несколько жестоких сражений горцев с царскими войсками, понесшими большой урон..."

"Все, наверняка, наслышаны о словах восхищения, сказанные первым Всероссийским Императором Петром I (Великим) в адрес чеченцев и народов Дагестана. Тем не менее, полагаю, их стоит повторить - "Если бы этот народ имел понятие о военном искусстве, то ни один другой народ не был бы в состоянии взяться за оружие против него". А знаете ли Вы, что сказаны они после серьезного поражения, понесенного его многотысячным войском (которым, к слову, он самолично руководил) от объединенного войска чеченцев, кумыков и некоторой части народов Дагестана?" Так начинает свой опус, озаглавленный "1722 г. Петр I (Великий) и чеченцы" и опубликованный на сайте "Чеченинфо", некто Л. Гулаев. И продолжает: "Основные сражения в этой части "похода" развернулись в июле-августе 1722 г., когда Петр послал в общей сложности более 15 тыс. воинов корпуса Наумова и основные силы бригадира Ветерани и генерал-майора Кропотова (6 тыс. солдат, 400 казаков, 10 тыс. донских казаков и 5 тыс. калмыков) покорить аул Эндери и продвинуться вглубь территорий по Аксаю. Однако, объединенные силы эндериевских князей и чеченцев нанесли большой урон корпусу. Состоялось еще несколько жестоких сражений горцев с царскими войсками, понесшими большой урон на реке Аксае от казикумухского уцмия (князя). Дальнейшее продвижение в ущелье кончилось разгромом царских войск. Продвижение на юг приостановила и сильная буря на Каспии, которая потопила все суда Петра с продовольствием, и потому он решил вернуться с основными силами в Астрахань, где начал подготовку к кампании 1723 года". При этом автор ссылается на непереведенную на русский язык часть мемуаров шотландца Питера Брюса, который находился вместе с Петром в этом походе (Bruce P. H. Memoirs of Peter Henry Bruce, esq., a military officer in the services of Prussia, Russia, and Great Britain), названном историками "Персидским походом Петра Первого (1722 - 1723)" или "Русско-персидская война 1722 - 1723 годов", в ходе которого русские взяли Дербент и Баку. Однако изучение мемуаров Брюса и других источников, описывающих поход, позволяет говорить, что Л. Гулаев врет.

Что на самом деле написал Брюс?

В своих мемуарах Брюс действительно пишет и о бое у аула Эндери и о сражении с войсками Султан-Махмуда Утамышского у реки Инчхе (Аксай). Однако о первом сражении (у аула Эндери) он говорит весьма скупо: "Его Величество получил сообщение от генерала Ветерани с приятной новостью о том, что он победил и разгромил отряд до 5.000 человек из деревни Андреоф, что он сжег и уничтожил их столицу, разорил всю провинцию и захватил всех жителей, которых смог найти, старых и молодых обоего пола, что составило множество тысяч людей, которых отправил в Астрахань под конвоем 5.000 казаков и 15.000 калмыков". О сражении на реке Инчхе Брюс рассказывает более подробно (описание сражения на реке Инчхе см. ниже - ИО). Однако в обоих случаях победа русских войск не вызывает у Брюса никаких сомнений и ни о каких "больших уронах" реси не идет. Не упоминает Брюс и ни о каких других боях, да еще сопровождавшихся "разгромом" русских войск, находящихся под личным командованием Петра I. Да и об участии чеченцев, которых Л. Гулаев в своем опсуе ставит на первое место, он также не упоминает. В обоих сражениях русским войскам противостояли в первую очередь кумыки Султан-Махмуда, подкрепленные (во втором случае) войсками казикумухского уцмия (по оценке И. Голикова, в сражении на Инчхе участвовало 10.000 султан-махмудовских и 6.000 уцмиевских воинов). При этом основным народом у уцмия были опять-таки не чеченцы, а кайтагцы (видимо, те самые, которых Гулаев скромно относит к "некоторой части народов Дагестана"). Поэтому знаменитые слова, сказанные Петром I, и приведенные Брюсом в своих записках ("Если бы этот народ имел понятие о военном искусстве, то ни один другой народ не был бы в состоянии взяться за оружие против него") сказаны царем под впечатлением от сражения с кумыкам (тюрками) и, возможно, с кайтагцами, но никак не с чеченцами.

Кто кого и как разгромил?

Бой у аула Эндери (русские называли ее "деревня Андреева") вел отряд бригадира Ветерани, которого отправили с 4 полками драгун (по другой информации - 3 полка драгун и 400 казаков) занять аул, жители которого контролировали сухопутный путь, нужный войскам, двигавшимся по суше. Ожидалось, что жители не будут сопротивляться войскам, но, если все-таки сопротивление будет оказано, то "буде та деревня не очень укреплена, разорить ее яко гнездо разбойничье, от которого претерпевали всегдашнее нападение как окрестной страны жители, так и все проезжающие" - писал И. Голиков в "Деяниях Петра Великого", изданных в самом конце XVIII века (эндерийцы разбогатели на том, что грабили проходившие мимо караваны). Разорение аула должно было послужить примером другим недружественным племенам - удержать их от действий против русских. 23 июля 1722 года жители Эндери ("числом около 5.000") неожиданно напали на драгун в узком месте, стреляя из ружей и луков, и Ветерани принял ошибочное решение спешить драгун и принять бой. Он закончился успешно для русских: нападавшие отошли. Однако потери были весьма значительными (для боя регулярной армии с бандитами). И. Голиков говорит о 70 убитых драгунах и нескольких десятках раненых. Современные исследователи называют 89 убитых и 115 раненых (Кукурин И. Персидский поход Петра Великого: Низовой корпус на берегах Каспия). Успеху сражения способствовали действия полковника Наумова, который с частью сил выскочил из ущелья и быстрой атакой взял аул, убив около 300 человек и заставив остальных бежать в горы, "куда преследовать их было неможно". Бригадир Ветерани отчитался полной победой, написав (по мемуарам Брюса) о полном успехе, и Петр I на радостях приказал праздновать победу. Однако, получив позже более подробные сведения о бое и особенно о потерях, был очень недоволен. И, учитывая, что потери были понесены в первую очередь из-за неосторожности бригадира Ветерани, царь "возобновил свои повеления всем офицерам о имении при всяком случае осторожности, предписав оную для всех с великой точностью" (И. Голиков).

Сражение на реке Инчхе состоялось 19 августа 1722 года. И. Голиков описывает его весьма скупо: войска султана и уцмия "нечаянно хотели напасть, но то не удалось: их тотчас разбили и гнались за ними 20 верст до самого Утемиша, которое превратили в пепел". Более подробно этот бой описывает Брюс, который принимал в нем непосредственное участие: "9-го показались татары на стороне гор, приблизительно 12 тысяч человек и хотели исполнить свои угрозы. Наши ядра не доставали их, так как они находились на возвышенности. Тогда государь сам повел в атаку 8-й дивизион драгун, а за ними пошли казаки. Враг, не выдержал нашей атаки… В итоге в сражении погибло 600-700 их бойцов, 40 было взято нами в плен... Убитые лежали вплоть до самого Утемиша". Очевидно, бой был весьма упорным: об этом говорят не только уже упоминавшиеся выше слова Петра I, записанные Брюсом, но и слова, записанные в "Походном журнале" Петра I: "Зело удивительно сии варвары бились: в обществе нимало не держались, но побежали, а партикулярно десператно бились, так что, покинув ружье, якобы отдаваясь в полон, кинжалами резались, и один во фрунт с саблею бросился, которого драгуны наши приняли на штыки".

Вместо эпилога: два дополнения.

Следует отметить, что перед началом сражения султан приказал казнить в своем присутствии трех казаков, посланных к нему Петром I с предложением мира, и пообещал сделать это с каждым из русских, которые попадут к нему в руки. Их обезображенные тела, посаженные на кол, были найдены во взятом русскими Утемише. Петр I приказал казнить 26 пленных утемишевцев, объяснив это местью за жестокую казнь парламентеров. И еще один любопытный факт, который стоит отметить: в мемуарах Брюса упоминается оценка русских войск, которая была дана пленным "магометанским священником" после боя у Инчхе: "Адмирал (Апраксин - ИО) спросил у него, как смели они атаковать правильно обученную и многочисленную армию, которая превосходила все силы, которые они могли выставить, и всю возможную помощь, которую они могли бы ожидать от всех своих соседей. Священник ответил, что они совершенно не боятся нашей пехоты, не особенно высоко ценят способности казаков и лишь драгуны смутили их своей доселе не виданными в здешних краях дисциплиной и военным талантом".

[img]"[/img]

Сравнение китайской и советской версий событий на Даманском вы можете прочитать здесь.

О том, как поляки фальсифицировали свои потери и потери русской армии в ходе восстания 1863 - 1864 годов вы можете прочитать здесь.

Мы продолжим публикации статей об оружии, тактике боя и военных эпизодах разных стран и разных веков. Подписывайтесь на канал читайте, делитесь, комментируйте и задавайте вопросы!


Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)