» » » Под песню Розенбаума: современные казаки и шашка

Под песню Розенбаума: современные казаки и шашка

Под песню Розенбаума: современные казаки и шашка
История
admin
Фото: BUKA-BUKA
11:10, 19 февраль 2020
531
0
Современного казака невозможно представить без шашки: это оружие, как указано, например, на сайте Волжского войскового казачьего общества, "имеет символическое, чуть ли не священное значение для казачества". Чтобы добавить этих самых "символизма" и "святости", некоторые сайты совершенно спокойно врут, напрочь отрицая даже очевидное. Так, например, Мытищенское хуторское казачье общество на своем сайте рассказывает известную легенду о беседе Петра I с пьяным казаком, итогом которой, как считается, стала новая печать, пожалованная им донским казакам, с изображением казака в шароварах и шапке, c мушкетом и саблей, сидящего на бочке с стоящей на ней чаркой (царь, увидев пьяного казака в одних штанах, но с ружьем и саблей, подошёл к нему и спросил, где его одежда? Казак ответил, что одежду он всю пропил. Тогда царь спросил, почему ж
Под песню Розенбаума: современные казаки и шашка

Современного казака невозможно представить без шашки: это оружие, как указано, например, на сайте Волжского войскового казачьего общества, "имеет символическое, чуть ли не священное значение для казачества". Чтобы добавить этих самых "символизма" и "святости", некоторые сайты совершенно спокойно врут, напрочь отрицая даже очевидное. Так, например, Мытищенское хуторское казачье общество на своем сайте рассказывает известную легенду о беседе Петра I с пьяным казаком, итогом которой, как считается, стала новая печать, пожалованная им донским казакам, с изображением казака в шароварах и шапке, c мушкетом и саблей, сидящего на бочке с стоящей на ней чаркой (царь, увидев пьяного казака в одних штанах, но с ружьем и саблей, подошёл к нему и спросил, где его одежда? Казак ответил, что одежду он всю пропил. Тогда царь спросил, почему ж он не пропил ружье и саблю? На что казак ответил "Саблей и рушницей, я чего хочешь добуду и дуван возьму и царю послужу"). При этом, ничтоже сумняшеся мытищенские казаки заменяют в пересказе легенды "саблю" на "шашку", напрочь отрицая очевидное: на печати, размещенной в их же статье, казак изображен с саблей.

Впрочем, мытищенские казаки могли бы оправдаться законом Всевеликого Войска Донского от 4 мая 1918 года, который описывает эту войсковую печать как "нагой казак в папахе, при шашке (!!! - ИО), ружьё и амуниции, сидящий верхом на бочке". Могли бы, если бы знали о таком законе, просуществовавшем весьма недолго. И здесь мы сталкиваемся с самой главной проблемой подавляющего большинства современных казаков: они не только не знают истории шашки (и шире - истории казачества), но и не желают ее узнавать. Многочисленные статьи о шашке, размещенные на сайтах, которые заводит каждое более или менее организованное "казачье общество", представляют собой переписывание (пересказ), более или менее близкое к исходному материалу. Проблема только в том, что этот "исходный материал" был написан в те времена, когда чуть ли не единственными источником сведений о казачьей шашке был винегрет из книг Э.Г. Аствацатурян и А.Н. Кулинского, обильно сдобренных "дедовскими преданиями" о разрубании "до седла" и советскими анекдотами о "голой пятке супротив шашки". Огромный пласт источников XVIII - XIX веков, который стал доступен благодаря оцифровке, например, книг по истории казачества и его оружия Ленинской библиотеки, современными казаками почти полностью игнорируется. Результат огорчает: нежелание узнавать собственную историю ведет к ее мифологизации, а самих казаков к теперь уже окончательному исчезновению. Можно только посочувствовать отдельным энтузиастам, которые тянут воз под названием "история казачества", периодически получая нагайками за "вранье" от тех, кто на этом возу сидит.

Сидящие на возу совершенно не хотят знать о том, что шашка считалась исконным (если так можно сказать) оружием гребенских казаков, которые переняли ее от горцев вместе с прочими элементами кавказской культуры действительно давно. Основным оружием же казаков донских всегда была пика, а кубанских - ружье Да и те же запорожцы гораздо чаще пользовались списом и самопалом, чем шаблей, которая была весьма дорога, полагалась только реестровому казаку, а в руки простого запорожца могла попасть только случайно.

"Кавказские казаки последовали примеру кавказских горцев и не имели еще случая желать большей длины своему холодному оружию (шашке - ИО)... Если бы Черноморскому конному казаку предоставлено было выбрать..., то он не расстался бы с ружьем, потому что оно родное ему оружие, - он стрелок по природе" (Попко И. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту).

И первая "уставная" шашка появилась не у казаков (в 1838 году), а у нижегородских драгун (в 1834 году). При этом "символ веры" большинства современных казаков, на котором основаны их суждения о шашке прост: "шашка - венец развития длинноклинкового оружия". Естественно, посмевшие спросить о том, почему бОльшая часть т.н. "шашек", которыми вооружалась царская армия, имела дужки, и почему при разработке новых образцов длинноклинкового казачьего оружия регулярно ставился вопрос о необходимости этой самой дужки (в том числе и самими казаками), тут же зачисляются в еретики "настоящими казаками". Ну а вопрос, почему вообще длинноклинковое оружие с дужкой называлось в русской армии "шашкой", а не "саблей" просто ставит этих "знатоков" в тупик.

В 1880 году при обсуждении шашки нового образца (будущей М1881) командующий одного из кавалерийских корпусов Г. Эссен доносил, что "казаки желают, чтобы к рукояткам их шашек была приделана дужка, для защиты руки".

С упрямством, достойным лучшего применения, современные казаки не желают ничего знать и о технике боя с шашкой, которая сформировалась не ранее второй половины XIX века как сплав традиционных приемов, выработанных на Кавказе, с приемами, взятыми от европейского сабельного фехтования конца XVIII - первой половины XIX века, а цель боя, под которую стала окончательно "подгоняться"техника и тактика, вообще была сформулирована только к последней четверти XIX века.

Так, в 1875 году В. Потто об этой цели следующее: "на коне условия боя совершенно другие, а потому и солдат на коне уже не фехтует, а рубит и колет, не заботясь ни мало об отражении ударов противника. Недавнее уничтожение в наших приемах отбивов сабли и пики проводит прямо ту мысль, что рукопашный бой кавалерии не есть поединок один на один. Это скорее общая свалка, бой одного против всех, и выиграет в нем тот, кто рубит стремительно и без оглядки назад. В общей сумятице боя парировать некогда: надо предупреждать удары противника, а к этому способен только тот, чье воспитание в мирное время было направлено исключительно к одной этой цели".

Здесь "символ веры" современных казаков также прост: "саблей рубятся, шашкой рубят". При этом фехтовальные разделы казачьих строевых уставов, инструкции, требующие от казаков "фехтовать присвоенным оружием", которые сегодня доступны любому интересующемуся историей казачьей шашки, либо игнорируются, либо объявляются придуманными царскими офицерами, ничего не понимающими в казачьей шашке (то, что все казачьи уставы и инструкции разрабатывались специальными казачьими комиссиями, "настоящие казаки" просто не знают). Нежелание заниматься серьезными исследованиями истории шашки как оружия приводит к тому, что искусство рубки и фехтования шашкой выродилось в рубку пластиковых бутылок и фланкировку, которые современные казаки демонстрируют на потеху публике. Причем делают они это с видимыми удовольствием и гордостью, очевидно полагая, что эти "достижения" и есть то искусство владения оружием, которым гордились (и часто вполне заслуженно) казаки XVIII - XIX веков. И под песню Розенбаума про шашку-подругу казака, полагая, очевидно, что это - самая казачья песня из всех казачьих...

"Наиболее подходящим предметом (для обучения рубке - ИО) является глина, ибо она: а) вследствие своей плотности и вязкости требует силы, правильности и режущего свойства; б) наглядно указывает поверхностью сечения, чем сейчас же отличается правильный удар от неправильного, отыскивается немедленно причина и даются указания для ее устранения; в) наглядно демонстрируется необходимость режущего удара; г) допускает рубку по отметке, д) постепенным увеличением вязкости или увеличением объема развивается сила" (Греков А. Обучение рубке и уколам. СПб., 1912).
[img]"[/img]

О том, как зародилась концепция "первого и единственного удара" шашкой, вы можете прочитать здесь.

О том, как пытались поставить дужку на казачью шашку в царское и советское время, вы можете прочитать здесь.

Мы продолжим публикации статей об оружии, тактике боя и военных эпизодах разных стран и разных веков. Подписывайтесь на канал читайте, делитесь, комментируйте и задавайте вопросы!


Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)