Схема анализа клиентских сказок

Схема анализа клиентских сказок
Психология
ibra
Фото: BUKA-BUKA
14:26, 09 февраль 2020
340
0
✔ Особое значение в психодиагностических методах сказкотерапии приобретает психологический анализ сказок, сочиненных клиентами. Такой ана..

✔ Особое значение в психодиагностических методах сказкотерапии приобретает психологический анализ сказок, сочиненных клиентами. Такой анализ можно проводить по-разному. Многие сказкотерапевты используют собственные способы анализа. Опишу простую схему, разработанную мной на основе подхода Е.Л. Доценко (Доценко, 1999).

Схема анализа клиентских сказок

✔ Психологический анализ сказки проводится последовательно по следующим пунктам (осуществлять его можно вместе с клиентом):

1.Основная тема (темы) сказки — то главное, о чем рассказывает сказка, на чем строится интрига действия. Тему можно толковать как значимую сферу жизни автора: путешествие, семейные сцены, поиск друзей и т.д. Основная тема определяется путем нахождения ответа на простой вопрос: «О чем эта сказка?». Сказка может поведать об одиночестве, о недостатке любви, о стремлении к автономии и т.д. Таким образом, тема может быть связана с актуальной проблемой, волнующей автора. В сказке может отразиться сиюминутная озабоченность, а может — серьезная и глубокая трудность, с которой автор не может справиться значительное время. Уровень эмоциональной вовлеченности в сказку, общий контекст и явное проявление одной ведущей темы могут служить признаками значимости и глубины проблемы.

2. Герой, его личностные качества и мотивы поступков. Чаще всего автор идентифицируется именно с главным героем. Этот персонаж может быть очень похожим на автора, а может отражать какую-то одну сторону его личности, какую-то его ипостась. Однако может оказаться, что в главном герое автор — чаще всего неосознанно — вывел кого-то из своего близкого окружения. Анализируя клиентские сказки, я заметил, что в мужских сказках герой, как правило, — персонаж мужского пола, в женских сказок чуть ли не с равной вероятностью можно встретить героя как женского, так и мужского пола. Можно предположить, что последний факт связан с особенностями женской психологии, в частности, с более развитой у женщин способностью идентификации с людьми разных полов. Не один раз женщины-авторы сказок признавались, что в главном герое отразили своего ребенка, а себя вывели в роли второстепенного персонажа. Осознание этого факта приходило к ним уже после завершения сказки. Разбирая образ главного героя вместе с клиентом, можно многое узнать об особенностях самосознания автора, его Я-образа, самоотношения, понимания своего места среди других людей. Довольно часто представления автора о качествах героя сильно разнятся с мнением читателя или слушателя сказки, основывающимся на анализе его поступков в сказке. Такое столкновение точек зрения может помочь автору лучше осознать себя, как бы увидеть себя со стороны. Рассмотрение мотивов поведения героя часто помогает выяснить стремления и желания автора.

3. Отношения между героем и другими персонажами. Их можно интерпретировать или как характерные для автора отношения со значимыми людьми, или как желательные для него. Сами персонажи могут толковаться как значимые лица из окружения. В случае психологических сказок их можно рассматривать как персонификации личностных устремлений, внутренних конфликтов, архетипов, отдельных сторон личности или — в духе психосинтеза — как отражение субличностей. В отношениях героя с другими персонажами часто становятся очевидными ригидные формы социального взаимодействия, характерные для клиента. На это можно мягко указать клиенту, обратив внимание на то, что его герой всех вокруг воспринимает враждебно, со всеми стремится вступить в бой, или, напротив, со всеми поголовно «дружится», фактически постоянно заискивая перед другими. Можно напомнить клиенту тот факт, что в народных волшебных сказках, как и в реальной жизни, герой с кем-то дружит, с кем-то враждует, с кем-то холоден и держится на расстоянии, а с кем-то стремится сблизиться. Разнообразие типов отношений — это естественная позиция человека.

4. Важнейшие события — то, что составляет основную фабулу сказки. Их можно считать символическим отражением событий в жизни человека, причем жизни не только внешней, но и внутренней. Стоит ли говорить, что часто это метафорическое отражение самим автором до момента анализа уже созданной сказки не осознается? Каждое событие — это некая переломная точка. Чем больше таких точек, тем активнее «жизнь сказки», тем она энергичней. Некоторые клиентские сказки похожи на экшн — столько там всего происходит, действие динамично, сюжет стремительно меняется, а в других, похожих на философские эссе, может быть описано всего одно или два события. В принципе, по количеству событий можно судить о внутренней энергетике автора. Не всегда параллели сказочных событий и реальной жизни автора очевидны, но они почти всегда есть: можно обсудить этот вопрос с клиентом.
5. Трудности, с которыми сталкивается герой — это часто метафоры тех трудностей, которые есть у клиента.

© Игорь Вачков, «Введение в сказкотерапию»

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)