» » » Иоакимовская летопись - утраченое знание о дохристианской Руси

Иоакимовская летопись - утраченое знание о дохристианской Руси

Иоакимовская летопись - утраченое знание о дохристианской Руси
История
admin
Фото: BUKA-BUKA
06:03, 07 февраль 2020
134
0
Почти все историки считают её подделкой. Но так ли это? Первый русский историк Василий Никитич Татищев (1686-1750) пользовался для написания своей «Истории российской с самых древнейших времён» многими не сохранившимися до наших дней источниками. Одним из них является Иоакимовская летопись. Её свидетельства о начале Руси находятся в противоречии с «норманнской легендой»...

Почти все историки считают её подделкой. Но так ли это?

Первый русский историк Василий Никитич Татищев (1686-1750) пользовался для написания своей «Истории российской с самых древнейших времён» многими не сохранившимися до наших дней источниками. Одним из них является Иоакимовская летопись. Её свидетельства о начале Руси находятся в противоречии с «норманнской легендой».

Иоакимовская летопись - утраченое знание о дохристианской Руси

Обретение Иоакимовской летописи

Иоаким считается первым епископом Новгородским, назначенным после крещения Руси. Он скончался в 1030 году. О летописи, написанной по повелению Иоакима, Татищев рассказал, что получил её в 1748 году от своего свойственника Борщёва, игумена Бизюкова монастыря (на Смоленщине). Раньше Борщёв занимался собиранием рукописей в Успенском монастыре в Старице и Отроче монастыре в Твери. По просьбе Татищева он прислал ему древнюю тетрадь, которую Татищев и назвал Иоакимовской летописью.

«О князьях русских стародавних, – писал Татищев, – Нестор-монах плохо осведомлён был, что деялось у славян в Новгороде, а святитель Иоаким, лучше сведущий, написал».

Славяне и основание Новгорода

В древности среди потомства Яфета были братья Славен и Скиф. Они покорили земли к северу от Чёрного моря. Потомков Славена греки в древности называли амазонами. Славен оставил править своими землями во Фракии и Иллирии сына Бастарна (бастарнами римляне звали некое племя в Карпатах), а сам отправился на север и основал там город Славенск – будущий Великий Новгород.

Один из потомков Славена – князь Вандал, покоривший многие страны – имел трёх сыновей: Избора, Владимира и Столпосвята. Он разделил между ними своё царство. По прошествии времени умерли Избор и Столпосвят, и всё царство унаследовал один Владимир. Он был женат на варяжке по имени Адвинда – «вельми прекрасной и мудрой».

Девятый потомок Владимира и Адвинды звался Буривой. Он долго воевал с варягами, разбил их и «овладел всей Бярмией до Кумени». Некая страна Биармия на севере известна по скандинавским сагам, с чем отождествить реку Кумень – непонятно. На Кумени Буривой, однако, был разбит и укрылся в основанном им городе Бярмы, где и умер вскоре. Пользуясь этим, варяги пришли на Новгород и наложили тяжкую дань на словен, русь и чудь.

Таким образом, русь выступает у Татищева отличным племенем как от варягов, так и от славян. В другом месте, не связанном с Иоакимовской летописью, Татищев говорит, что под русью надобно разуметь финнов.

[img]"[/img]

Рюрик – внук Гостомысла

Дальше возникновение Русского государства представлено у Татищева следующим образом. Сын Буривоя Гостомысл отбил у варягов Новгород и стал править в нём. Сын Гостомысла Выбор основал город своего имени на берегу Финского залива. «Сей Гостомысл был муж сколь храбрый, столь и мудрый, всем соседям своим страшный, а народом его любимый за его распорядительность и правосудие».

Все четыре сына Гостомысла погибли в битвах, а три дочери были отданы замуж за чужеземных правителей. Гостомысл просил совета у волхвов сначала в Колмогарде, затем в Семигалии (Курляндии), как ему быть и кому завещать государство. И был ему вещий сон, как из чрева его средней дочери Умилы произрастает древо, покрывающее своей сенью весь Новгород. И тогда волхвы посоветовали ему завещать власть детям этой Умилы.

[img]"[/img]

Гостомысл созвал старейшин от словен, руси, чуди, веси, мери, кривичей и дреговичей, рассказал им своё видение, и все единодушно решили просить князей у варягов. Очевидно. Умила была замужем за варяжским правителем. И так, по смерти Гостомысла, в Новгород пришёл княжить Рюрик с двумя братьями. Дальнейшая история по Иоакимовской летописи, как говорит Татищев, совпадает с «Повестью временных лет».

Иоакимовская летопись – позднейшая выдумка

Изложение Иоакимовской летописи давно породило единодушное мнение историков о том, что это поддельный источник. Либо Татищев попытался сделать своё легендарное сказание более достоверным, сославшись на «древнюю летопись», либо он списал чьё-то, но столь же недостоверное, сказание. Свидетельствами, что Иоакимовская летопись была придумана на много веков позже Иоакима кем-то, мало знакомым с реалиями того времени, служат два факта.

Первый это упоминание Выборга, который возник в 1293 году. Татищев, напомним, приписывает его основание некоему Выбору, сыну Гостомысла, жившему ещё до прихода Рюрика. Второй это упоминание Колмогарда отдельно от Новгорода. Между тем, Колмогардом (Холмгардом) скандинавы называли сам Новгород.

Иоакимовская летопись не рассказывает ни о чём таком, чего бы не мог вообразить человек 17-18 веков по уже известным тогда источникам. Это заставляет отвергнуть её альтернативную «версию» возникновения Древнерусского государства и причислить её к разряду литературных вымыслов на историческую тему.

[img]"[/img]


Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

Loading...
Другие материалы рубрики:
Loading...