» » » Гениальный стратег, всегда отступавший: М.И. Кутузов

Гениальный стратег, всегда отступавший: М.И. Кутузов

Гениальный стратег, всегда отступавший: М.И. Кутузов
Мнения / История
ibra
Фото: BUKA-BUKA
06:03, 07 февраль 2020
628
0
«Дай Бог не победить Наполеона, но перехитрить его!» Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов вошёл в историю одним из величайших русских полководцев. При этом он, как главнокомандующий, выиграл за свою карьеру лишь одно генеральное сражение, и то во многом случайно. Как стал возможен такой парадокс?...

«Дай Бог не победить Наполеона, но перехитрить его!»

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов вошёл в историю одним из величайших русских полководцев. При этом он, как главнокомандующий, выиграл за свою карьеру лишь одно генеральное сражение, и то во многом случайно. Как стал возможен такой парадокс?

Гениальный стратег, всегда отступавший: М.И. Кутузов

Синдром Аустерлица

До начала 19 века Кутузов неизменно командовал армейскими соединениями, будучи у кого-то в подчинении. Он выполнял стратегические планы и приказы вышестоящих лиц. При этом он нередко наступал и одерживал победы. Однако, когда он стал самостоятельным командующим, то проявил себя как один из самых нерешительных, инертных и боязливых полководцев за всю русскую историю.

Впервые Кутузов был назначен главнокомандующим во время войны с Наполеоном в 1805 году. После неожиданной капитуляции австрийской армии в Ульме русская армия была вынуждена отступать. Решение на отступление было в тот момент единственно возможным. Однако оно задало образ действиям Кутузова на будущее.

Особенно его должно было убедить в спасительности отступательного манёвра гибельное для русско-австрийских войск сражение у Аустерлица 20 ноября 1805 года. Не смея возражать императорам Александру I и Францу I, считавшим соотношение сил благоприятным для союзников, Кутузов устранился от составления планов предстоящего сражения. Русская армия была разгромлена, а Кутузов выучился бояться Наполеона.

Незапланированная победа

В 1811 году Кутузов был назначен главнокомандующим Дунайской армией, действовавшей против Турции. Здесь Кутузов одержал свою единственную победу в качестве самостоятельного командующего, но помимо своей воли.

22 июня 1811 года 60-тысячная турецкая армия подступила к крепости Рущук (Русе) на правом берегу Дуная, в нынешней Болгарии. Там находился всего лишь 15-тысячный корпус русских войск, и с ним – главнокомандующий Кутузов. Михаил Илларионович достаточно хорошо знал турок, чтобы не бояться их численного превосходства. Русские войска блестяще отбили все турецкие атаки с огромным уроном для неприятеля.

[img]"[/img]

Кутузов послал в Петербург реляцию о победе (что отвечало действительности), за что Александр I наградил его титулом графа. Но вслед за этой победой Кутузов неожиданно приказал оставить Рущук, причём вывести из города не только запасы, но и жителей, а крепость взорвать. Турки, не ожидавшие такого, вступили в Рущук как победители.

Дальнейшее представляет собой цепь недоразумений с обеих сторон. Поскольку дело завершилось в итоге капитуляцией турецкой армией, то историки пишут о реализации Кутузовым гениального стратегического плана. Однако нет никаких свидетельств, что этот план у Кутузова вообще существовал!

Кутузов отвёл армию на левый берег Дуная. Не было никаких гарантий того, что турки переправятся вслед за ним и начнут его преследовать. Они могли спокойно оставаться на месте, и война закончилась бы вничью. Но турки сами совершили ошибку. Они пустились в погоню за Кутузовым.

Тут Кутузов, сообразив, что тыл турок остался незащищённым, отправил в обход турок 7-тысячный корпус генерала Евгения Маркова. Марков переправился через Дунай и разгромил тыловую базу турок. Турецкий главнокомандующий, отрезанный у Слободзеи, был вынужден пойти на мирные переговоры. Таким образом, нельзя сказать, что Кутузов спровоцировал противника на роковую ошибку. Он, похоже, сам такого не ожидал.

Самая парадоксальная война

В кампанию 1812 года Кутузов тоже не хотел давать Наполеону генерального сражения, но был принуждён к тому общественным мнением. После битвы у Бородина он продолжил отступление на Москву, имея намерение ещё раз сразиться с неприятелем перед самыми её стенами. Однако в последний момент изменил решение и оставил Москву.

Расположившись лагерем у Тарутина, Кутузов был настолько беспечен, что его разведка обнаружила оставление Наполеоном Москвы только через три дня. Кутузов испугался. Он двинул на Малоярославец, чтобы преградить дорогу французам на Калугу, только часть своих сил. Но когда узнал, что Малоярославец занят французами, отступил почти к самой Калуге. Опять же, только с опозданием на три дня он узнал, что Наполеон не собирается его преследовать, а сам отступает на Смоленскую дорогу.

Но и преследуя отступающего Наполеона, Кутузов панически боялся сблизиться с его тающей армией. Под Красным и на Березине он был пассивен и не выделил войск, чтобы довершить наметившееся окружение и разгром неприятеля. Можно сказать, что Кутузов прозорливо предвидел гибель французской армии без лишних жертв с русской стороны.

[img]"[/img]

«Дай Бог не победить Наполеона, это невозможно, но перехитрить его!» – говорил он в августе 1812 года, когда узнал о своём назначении главнокомандующим. Это желание сбылось. Кутузов, бегая от Наполеона, в итоге перебегал его до того момента, пока армия завоевателя растаяла сама от русских морозов.


Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)