» » » Вали все на Высоцкого. Он тебя вытащит

Вали все на Высоцкого. Он тебя вытащит

Вали все на Высоцкого. Он тебя вытащит
Кино
ibra
Фото: BUKA-BUKA
01:12, 05 февраль 2020
466
0
Проложите, проложите вы хоть тоннель по дну реки, И без страха приходите на вино и шашлыки, И гитару приносите, подтянув на ней колки, Но не забудьте, затупите ваши острые клыки. А когда сообразите, что все пути приходят в Рим, Вот тогда и приходите, вот тогда поговорим... Когда думаешь о Владимире Высоцком, слушаешь его песни, голос, возникает непреодолимо щемящее чувство. Сильное переживание, которое не просто передать словами. Но которым очень хочется поделиться с другими людьми, с кем-то его разделить… Наверное, в основе этого переживания лежит чувство тоски. Тоски по настоящему человеку, по другу, тоски от того, что его уже нет рядом с нами…...
Проложите, проложите вы хоть тоннель по дну реки,
И без страха приходите на вино и шашлыки,
И гитару приносите, подтянув на ней колки,
Но не забудьте, затупите ваши острые клыки.
А когда сообразите, что все пути приходят в Рим,
Вот тогда и приходите, вот тогда поговорим...

Когда думаешь о Владимире Высоцком, слушаешь его песни, голос, возникает непреодолимо щемящее чувство. Сильное переживание, которое не просто передать словами. Но которым очень хочется поделиться с другими людьми, с кем-то его разделить…
Наверное, в основе этого переживания лежит чувство тоски. Тоски по настоящему человеку, по другу, тоски от того, что его уже нет рядом с нами…

Примечательно, что испытываешь серьезное горе от потери друга, не смотря на то, что, когда он умер, ты еще не успел толком родиться и никогда не был лично с ним знаком.

Вали все на Высоцкого. Он тебя вытащит

Просто хочется сказать несколько слов о Высоцком. Про свою любовь и уважение к нему, про физически ощутимую его нехватку. Друга, поэта, брата. Про это страшное морозное ощущение “друг, оставь покурить, - а в ответ тишина ”…

Говоря о Владимире Семеновиче, не хочется употреблять такие слишком пафосные выражения, как “феномен Высоцкого”, “трагическая судьба”, “великое наследие” и т.п. Также не хочется писать о нем в этаком литературо (музыко-, театро-) ведческом ключе, научно отстраненно. Дескать, Владимир Высоцкий, в целом, являет собою достаточно самобытного и талантливого автора, его стиль можно назвать “поэтический монологизм” (к примеру) и т.д.
Мне кажется, все это полная чепуха.
Это дистанция. Прикрытое пафосом или научностью нежелание приблизиться к В.В., боязнь впустить его в себя.
К чему нагромождение излишней высокопарности, официальности и классификаций? Чтобы показать свою образованность? Отметиться?
Я бы просто, на самом деле, сказал, Высоцкий – мне как друг, я его люблю. Нам его не хватает. Наверное, в таких словах (не уходя в эмпиреи и холодную наукообразность) и нужно писать, говорить о нем. Потому что он наш, жил для нас, пел для нас… Расточил всего себя для нас.

[img]"[/img]

Вот слова Высоцкого, сказанные в феврале 1973 года:

“Я ужасно устаю на этих репетициях…Я в ужасном антагонизме ко всему, что происходит… И дико устаю… Я ведь действительно сегодня уснул в возке… Лечу в Новокузнецк на три дня – 19 выступлений… Как я выдержу?.. У них горит театр. Ушли три ведущих артиста, театр встал на репетиционный период… Их управление культуры выбило меня, чтобы выполнить план и выдать зарплату труппе… ” (Золотухин В.С. Таганский тупик, М: 2005, c. 477).

В. Высоцкий обращался к своему слушателю, читателю, зрителю как к близкому товарищу. То есть, он хотел видеть во всех нас своих друзей, понимающих его слово, жест, стон. По воспоминаниям людей, близко его знавших, Высоцкий очень расстраивался, когда узнавал факты неприязни и непонимания его творчества, мучительно переживал эти известия.
Вот, например, отрывок из печально знаменитой статьи “О чем поет Высоцкий”, помещенной в газете “Советская Россия” от 9 июня 1968 года:

“…Есть у этого актера песни…, которые он исполняет только для "избранных". В них под видом искусства преподносится обывательщина, пошлость, безнравственность. Высоцкий поет от имени и во имя алкоголиков, штрафников, преступников, людей порочных и неполноценных. Это распоясавшиеся хулиганы, похваляющиеся своей безнаказанностью… У него, например, не находится добрых слов о миллионах советских людей, отдавших свои жизни за Родину…”

и т.д.
Ну как было не совестно такое печатать!

Поэтому я и напишу несколько слов о своем восприятии В.С. Высоцкого, его творчества, его жизни. Это не исследование, анализ, панегирик… Это моя благодарность, тоска по нему и желание лишний раз напомнить людям о хорошем, добром и честном человеке, моем соотечественнике.

[img]"[/img]


Истинный масштаб Высоцкого я осознал не сразу. Мне было лет 5-6, когда мои родители часто слушали записанный на магнитной пленке фирмы “Свема” хриплый сильный голос поэта. Довольно много “катушек” было. Это первые воспоминания о В.В. Была также дома и пара пластинок “Сыновья уходят в бой”. Насколько я помню, они появились у нас сразу же, как только вышли на “Мелодии”. Потом, уже гораздо позднее (где-то в конце 80-х годов), та же “Мелодия”, наконец-то получив разрешение у Кого Надо, напечатала целую бесконечную серию пластинок “На концертах Владимира Высоцкого”. Было много выпусков, очень много…

И вот, как ни странно, настоящее понимание сущности творчества Высоцкого у меня наступает значительно позже. Когда возникает своя семья, появляется чувство ответственности за других, когда, наконец-то, отсеиваешь все незначительное из прожитой жизни и выделяешь самое главное…
Можно сказать, дошло тепло от песен В.В., обогрело, подбодрило… И Высоцкий для меня стал не просто “известным на весь Союз бардом-правдолюбцем”, а очень близким искренним товарищем, мучительно переживающим то же, что и я.

[img]"[/img]

Однажды, когда я задумался над песнями В. Высоцкого, в сотый раз удивляясь спектру тем и образов, в которые он мастерски входил; я вдруг вспомнил прочитанные некогда и четко отпечатленные в моем сознании слова апостола Павла. Они как бы раскрывают подход Высоцкого к написанию стихотворений (он написал очень много стихотворений, кроме песен) и песен. Раскрывают его желание, стремление, цель. В первом послании Коринфянам апостол Павел, объясняя сущность своей проповеди, говорит:

“Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобресть (достичь понимания) Иудеев;
Для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных;
Для чуждых закона – как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобресть чуждых закона;
Для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных.
Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.” (1 Кор., 9: 20-22.).


Оставлю сразу в стороне собственно Евангельскую сторону слов апостола Павла – я не об этом хотел сказать (“не о том разговор”). Замечу лишь, что Высоцкий очень близок ко Христу в своем жертвенном стремлении донести до сердец множества людей семена доброты, дружбы, искренней поддержки. Высоцкий, по сути, являлся народной совестью…
На мой взгляд, слова апостола Павла соотносятся с творчеством В.В. следующим образом. Чтобы максимально приблизиться к своим слушателям, читателям, зрителям, Высоцкий мастерски перевоплощался в представителя той или иной среды. Даже не то, чтобы среды…В своих песнях он талантливо играл роли солдата, заключенного, милиционера, альпиниста, алкоголика, больного-инвалида, летчика, матроса, вора, боксера, пирата, легкоатлета, шофера-дальнобойщика, героя сказок, художественных произведений, лирического героя и даже волка! Это то, что вспоминается мне навскидку. Если задаться целью отметить все эти виртуозные перевоплощения В.В., то таких ролей будет гораздо больше. Ну а то, что он – мастер – в этом нет ни какого сомнения. Слушая его песни, люди считали (и, думаю, до сих пор считают), что он был на Великой Отечественной войне, сидел в тюрьме, управлял самолетом, кораблем и т.д.

[img]"[/img]

Кстати, вот один интересный и курьезный пример невероятной популярности Высоцкого и народного доверия к нему. Реально существовавшая надпись на тюремной стене: “Вали все на Высоцкого. Он тебя вытащит” (Перевозчиков В.К. Неизвестный Высоцкий, М.: 2005, с. 246).

“Многие думают, что ты сам был моряком – так хорошо ты рассказал об их радостях и бедах. Действительно, нужно было прожить, наверное, пятьдесят жизней, чтобы не знавшие тебя люди клялись, что ты был с ними в море, в одном истребителе, в лагерях или связке альпинистов… И для всех ты – близкий, один из них, “свой”, как говорят по-русски.”(Влади М. Вдадимир, или прерванный полет, М.: 2005, с. 55)

– Пишет Марина Влади.


И кем бы Владимир Высоцкий не был, от лица кого не пел, он всегда доносил до людей простые коренные истины: люби, помогай, прощай. И среди совершенно разных слоев людей, Высоцкий – дорогой, родной человек! Вот здесь бы я и провел аналогию со словами апостола. Говоря о В.С. Высоцком, их можно произнести и так:


Для ветеранов войны он был как бывший солдат,
Для заключенных он был как заключенный,
Для моряков он был как бывалый моряк,
Для тяжелобольного он был тяжелобольным,
Для спортсмена он был спортсменом,
Для человека из очереди – простым человеком из очереди…
Для всех он сделался всеми, чтобы помочь по крайней мере некоторым.

Поражает и потрясающая работоспособность В.В. Сегодня он поет морякам в Одессе, завтра в Бодайбо, послезавтра в Красноярске, потом в Париже, Америке… Казалось, он был везде, присутствовал со всеми, с каждым. Часто в день было по нескольку концертов и спектаклей. Где брал он силы?


“- Владимир Семенович, …Какова отличительная черта вашего характера?
- …Отличительная черта характера? То, что приходит первое на ум, - это желание работать…Думаю, что так… Желание как можно больше работать. И как можно чаще ощущать вдохновение. И чтобы что-то получалось… Может быть, это не черта характера, но во всяком случае, это мое горячее желание.” (Перевозчиков В.К. Неизвестный Высоцкий, М.: 2005, с. 290).

Это отрывок из интервью на Пятигорском телевидении, сентябрь 1979 года.

[img]"[/img]

От одного осознания, что есть такой человек, добрый друг – Высоцкий, народ в СССР, казалось, не впадал в отчаянье, не угасал духом.

Он видел, что все с огромной радостью и желанием принимают его, хотят услышать его песни, мнение… Однако при жизни его стихи так в СССР и не напечатали, В.В. очень переживал данный факт (по воспоминаниям В. Золотухина, М. Влади, знакомых В.В.). Запрещали концерты, когда билеты были распроданы (объявляя, что Высоцкий сам отказался приехать или заболел), заводили уголовные дела, щедро поливали грязью.
А он “жал на газ”, не попадая в общую колею, торил путь для современников и потомков, выбиваясь “из сил и из всех сухожилий”.

Мягко скажем, странным было отношение к Высоцкому и “отцов-обоснователей”, авторитетных поэтов того времени. Вознесенского и Евтушенко, например. Не совсем ясная здесь ситуация. С одной стороны, вроде как понимали, якобы ценили стихи. С другой, по всем отзывам (Перевозчиков В.К. Неизвестный Высоцкий, М.: 2005, глава “Поэты и поэзия”, с. 264 - 270), не сделали практически ничего, чтобы помочь, напечатать. Ведь просто могли сказать во всеуслышанье (или даже хотя бы ему самому): “Владимир Высоцкий – новый значительный русский поэт!” Много ли нужно было? Да что теперь сетовать. Тем более мне.


В.С. Высоцкий умер во сне. Это произошло в уже далеком 1980-м году. Емубыло 42 года…

[img]"[/img]

Высоцкий пел о вневременных категориях. Как настоящий поэт, глядящий в корень явлений и вещей. За это он и любим нами, за это он живой в наших сердцах.

Наблюдая за сегодняшним хмурым бесцветным буднем за окном, с горечью ощущаешь нехватку Высоцкого. Как бы хотелось, чтобы он где-то был, ездил с гастролями, смеялся, плакал… От такого осознания действительно становится теплее, уютней, светлей на сердце.

Поэтому постоянно слушаешь его песни и многое в них находишь для себя. Своею жизнью и своими текстами, ролями в театре, кино Владимир Семенович показал нам суперкласс! Показал, как надо жить, чем руководствоваться, к чему стремиться… Зажег звезды, зная наверняка, что это нужно всем. Словно сказал: “вот, глядите, это звезда Вера, это Надежда, вон там, она самая яркая, это звезда Любовь. А немного левее, это Терпение… Видите?” Эти образы, как мне кажется, очень хорошо описывают суть творчества поэта.

Когда хоронили Высоцкого, был раскаленный июльский день. Вся Москва вышла проститься с Поэтом. Толпы и толпы совершенно разных (богатых , бедных, старых, молодых, мужчин, женщин…) людей. Плачущие, прикрывающие живые цветы от нещадно палящего солнца… Ожидающие не один час, чтобы в последний раз немного побыть со своим героем. Настоящим человеком, добрым, искренним, чутким – Владимиром Семеновичем Высоцким.
Уважаемые, давайте не будем забывать Высоцкого, постараемся прислушиваться к этому зачем-то на пределе напряженному, безумно ревущему голосу. Стремящемуся во что бы то ни стало быть услышанным.

Ну, вот исчезла дрожь в руках,
Теперь - наверх!
Ну вот, сорвался в пропасть страх
Навек, навек, -
Для остановки нет причин -
Иду, скользя...
И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя
[img]"[/img]

В наш век дезинтеграции лайки и репосты становятся экзистенциальными жестами неравнодушия. Не стесняйтесь, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ


Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)