» » » Как рассказывать истории интересно. Простая схема

Как рассказывать истории интересно. Простая схема

Как рассказывать истории интересно. Простая схема
Познавательно / Советы
ibra
Фото: BUKA-BUKA
10:12, 01 февраль 2020
1 007
0
История историй Началась она примерно тогда же, когда человек стал осознавать себя. Мифы и эпос, легенды и сказки, притчи и басни увлекали слушателей, незаметно донося до них сложные смыслы...

История историй

Началась она примерно тогда же, когда человек стал осознавать себя. Мифы и эпос, легенды и сказки, притчи и басни увлекали слушателей, незаметно донося до них сложные смыслы.

Ту же роль позже стала играть художественная литература, а сегодня - и кино, и даже компьютерные игры.

Правда, кое-где смысла стало поменьше, а где-то его и вовсе нет, но любовь к историям у нас осталась.

Сегодня их эксплуатируют вовсю - больше всего говорят о сторителлинге те, кто обучает продажам. Но мы не будем такими меркантильными и поговорим о том, как рассказывать истории, чтобы делиться выстраданным опытом, быть интересным собеседником и точнее доносить мысль до слушателей.

Схем много

Осмыслять истории начали еще в античности (Аристотель и не только). А после появления работ В. Я. Проппа, Дж. Кэмпбела и других ученых под истории подвели научную базу.

Говорят, Джордж Лукас, сочиняя "Звездные войны", опирался как раз на кэмпбеловского "Тысячеликого героя". А Пропп, создавший исчерпывающую схему волшебной сказки, породил, сам того не зная, основные схемы сторителлинга.

Сегодня их выделяют примерно восемь, начиная с мономифа. Но мы выберем только одну, самую естественную и логичную. Похожие схемы вы можете встретить в литературе под названиями "пирамида Фрайтага", "сюжетная арка" или "холм". Давайте назовем ее "гора".

"Гора"

Как рассказывать истории интересно. Простая схема

1. Экспозиция

Как все было сначала. Кто, что, где, когда. Описание "фона" и "героя".

2. Завязка

С чего всё началось. Что послужило спусковым механизмом. Какая песчинка вызвала обвал.

3. Развитие

Нарастание действия. Нарастание напряжения. Нарастание драматизма. Самая эмоциональная и волнующая часть.

Именно здесь уместны самые разнообразные риторические приемы (их много в нашем Путеводителе).

4. Кульминация

Конфликт, столкновение, взрыв. Обман ожиданий .

5. Развязка

Что было после взрыва. Затухание действия. Его последствия.

6. Эпилог

Отдаленные последствия. Вывод, итог, смысл, мораль - то, ради чего и рассказывалась история.

Примеры

Добрая девочка

Для начала - совсем игрушечная история, но в ней вы найдете все этапы.

К. Лукашевич
Добрая девочка
(1) Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. /как все было сначала/ (2) Тяжело пришлось от этого воробушкам. /начинается ужас/ (3) Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали. /все страшнее и страшнее!/
(4) Пожалела воробышков добрая девочка Маша. /ура! ожидания страшной гибели воробушков не оправдались!/ Она стала собирать хлебные крошки и каждый день сыпала их у своего крылечка. (5) Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. /что было потом/ (6) Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны. /итого/

Советская площадь

А вот это уже настоящий рассказ отличного писателя. Обратите внимание, что здесь нет жесткого разделения на этапы - экспозиция наползает на завязку. А какая экономия слов! Из-за этого каждое обладает двойной силой.

А. Гайдар
Советская площадь
(1) Это был 1919 год — кажется, февраль. Мне только исполнилось пятнадцать лет.
(2) И вот командующий, который, по добродушию, (1) именовал меня то ординарцем, то адъютантом, сказал:
— Я уезжаю на Советскую площадь. Герой, не хмурься! Я взял бы и тебя, но в машине нет бензина, и я поеду верхом.
(3) Но я уже знал, зачем торопятся войска на площадь. И вздрогнул и попросил: "Товарищ командующий, мне горько! Разрешите и мне поехать верхом с вами?"
Он предупредил: "Смотри!"
И я помчался на конюшню выбирать лошадь потише, потому что держался в седле я еще совсем плохо. Но все, что потише, были клячи, убогие, дохловатые.
И мне оседлали высокого лукавого коня, который, едва очутился на площади, стал храпеть, крутить мордой и толкать крупом других...
И был митинг, и с балкона Моссовета выступали лучшие коммунисты многих стран.
И всадники, зло поглядывая на меня, тихо бранились и украдкой шпыняли моего коня кто носком сапога, а кто черенком плетки.
Вдруг вся площадь замерла, (4) и на балкон вышел Ленин. Радостный, поднялся я на стременах, но конь мой вздрогнул, захрапел, попятился...
(5) И во время короткой речи Ленина все свои силы, все невысокое умение я истратил только на то, чтобы конь мой хоть кое-как стоял смирно и если не мне, то хотя бы людям дал послушать то, что скажет великий вождь.
Но когда Ленин окончил говорить и площадь загремела музыкой и криками, то в гневе и слезах жиганул я коня нагайкой, вылетел из строя и помчался куда глаза глядят по пустынным, занесенным сугробами улицам.
(6) Больше я Ленина никогда не слышал и не видел. Но в этот же день люди, кто как мог, речь его мне пересказали. А я задумался, отпросился у командующего и вскоре ушел с его красноармейцами на фронт — в далекую Двенадцатую армию.

Мое кредо

А это просто рассказик из интернета. Вы без труда опознаете все этапы. Обратите внимание, что кульминация здесь двойная. Хорошо ли это? Не знаю. Но история милая.

limilena
Мое кредо
Была ранняя весна. Утро выдалось серым, накрапывал дождик, но на душе было светло, радостно и как-то спокойно. Сложная зима с ее холодами и непроходящим двухмесячным гололедом, а затем реками и морями воды, наконец, отступила. На душе стало легко просто от того, что можно было парящей походкой идти по улице, и не контролировать малейшее движение, боясь поскользнуться на каждом шагу.
Я шла и вдруг заметила, что впереди меня идет прекрасная, светлая (в прямом и переносном смысле слова) пара. Это были мужчина и женщина пожилого возраста. Одетые вроде бы просто, но красиво — тона слоновой кости, беж и шампань придавали им оттенок роскоши, молодили их, навевали мысли о счастливой зрелости. Одежда выглажена, обувь начищена. Они выглядели очень ухоженными и счастливыми даже со спины и на расстоянии. Можно было подумать, что в сей ранний час, тщательно одетые, они приглашены на какое-то важное мероприятие, но чета шла совсем не спеша, вроде бы прогуливаясь.
А я, как обычно, спешила. Когда расстояние между мной и этой прекрасной парой сократилось метров до двух, я услышала, что они… ругаются. Я была очень удивлена, и мне почему-то стало неприятно. Это выглядело так глупо – красивые, состоявшиеся, возможно, прожившие не один десяток лет вместе идут и ссорятся, забыв о том, что он значит для нее, и что она значит для него.
Когда я поравнялась с ними, они продолжали обвинять друг друга в чем-то. И тут я не выдержала, повернулась к ним, и… ничего не сказала…
Иногда нам кажется, что мы не в состоянии изменить ничего, что происходит вокруг. Мы стесняемся, мы боимся, оправдываемся, обижаемся. Мы признаем себя слабыми и беспомощными. Другими словами, избегаем ответственности.
Мы живем, думаем и действуем «в рамках». А все, что выходит за эти рамки кажется нам ненормальным, странным. Часто эти ограничения придуманы нами самими, но еще чаще — кем-то. Они делают нас несчастными, зависимыми и несвободными. Они заставляют нас быть «нормальными», «как все» и, как следствие, носить маски.
Тем весенним утром мне очень хотелось сказать этим людям: «Вы такая удивительная пара, зачем же вы так ссоритесь», но я побоялась показаться какой-то «не такой», странной. И в подобные ситуации я, к сожалению, попадала нередко.
Тем весенним утром я побоялась преодолеть ограничения и показаться странной. Теперь быть «странной» — моё кредо. Выходя за рамки, я становлюсь собой.

И это всё? Я могу рассказывать истории?

Конечно. Но это только самая простая, линейная схема. Могут быть еще всякие хитрости, усложнения, приемы, но о них поговорим в другой раз.


Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)