» » » Храбрость и вероломство: захват мюридами Аварского ханства в 1834 году

Храбрость и вероломство: захват мюридами Аварского ханства в 1834 году

Храбрость и вероломство: захват мюридами Аварского ханства в 1834 году
История
admin
Фото: BUKA-BUKA
21:12, 31 январь 2020
500
0
25 февраля 1830 года Николай I пожаловал аварскому народу в лице хана Абу-Султана Нуцал-хана знамя с гербом Российско империи за поражение, которое было нанесено жителями Хунзаха, "восьмитысячному скопищу Кази-муллы" (Гази-Мухаммад, первый имам Дагестана, объявивший газават Российской империи). Еще два знамени были пожалованы самому хану и "его преемнику" Сурхай-хану. Все три знамени должны были храниться в ханском доме наследственно...
Храбрость и вероломство: захват мюридами Аварского ханства в 1834 году

25 февраля 1830 года Николай I пожаловал аварскому народу в лице хана Абу-Султана Нуцал-хана знамя с гербом Российско империи за поражение, которое было нанесено жителями Хунзаха, "восьмитысячному скопищу Кази-муллы" (Гази-Мухаммад, первый имам Дагестана, объявивший газават Российской империи). Еще два знамени были пожалованы самому хану и "его преемнику" Сурхай-хану. Все три знамени должны были храниться в ханском доме наследственно.

Георгиевское знамя за храбрость.

В феврале 1830 года то самое "восьмитысячное скопище" набиравшего мощь имама Гази-Мухаммада (Кази-муллы) осадило Хунзах, столицу аварских ханов. Цель похода была проста - установить законы шариата в подвластных ханам селениях. Серьезного сопротивления не ожидалось: среди аварцев не было единства. Достаточно сказать, что и сам Гази-Мухаммад был аварцем (как и его главные наибы Гамзат-бек и Шамиль). Планировалась "легкая прогулка" перед решительным ударом по русским укреплениям на Кавказской линии. Но Хунзах решил обороняться. На штурм мюриды пошли двумя колоннами с двух сторон. Одну возглавил сам Кази-мулла, вторую - будущий имам Шамиль. На защиту Хунзаха собрались 2.000 ополченцев, бОльшая часть которых состояла из беглецов из кавказских обществ (абреков), которые были ярыми противниками шариата. Возглавил защитников Абу-Султан Нуцал-хан, сын ханши Паху-бике. И "легкая прогулка" кончилась весьма неожиданно для приверженцев шариата: колонна Кази-муллы была остановлена огнем, не дойдя до укреплений, а колонна Шамиля, почти взошедшая на них, была атакован защитниками, завязавшими упорный рукопашный бой. Аварцы, составлявшие значительную часть первой колонны, видя готовность хунзахцев сражаться, бежали, а оставшиеся были разгромлены в рукопашном бою и тоже бежали, бросая оружие и знамена. Колонна Шамиля, состоявшая из гумбетовцев, также была опрокинута и рассеяна, а сам будущий имам с небольшой группой приверженцев укрылся в доме на краю селения и был выпущен оттуда только после того, как победителям был предложен мир, который они приняли (впрочем, по свидетельствам, Шамиль рискнул выйти из своего убежища только поздно вечером, когда хунзахцы ушли). При этом, когда Шамиль вернулся в лагерь к гумбетовцам, те обвинили его не только в своем поражении, но и в недостатке мужества и убили бы, если бы не заступничество дервиша. Некоторые свидетели отмечают героическую роль, которую в опасную минуту боя сыграла ханша Паху-бике: "В опасную минуту, когда защитники Хунзаха поколебались, явилась среди хунзахских абреков ханша Паку-бике. С обнаженною шашкою в руке, с багровым румянцем на лице, с пылающим взором, величественная и ужасная в своем гневе, ханша пристыдила их, заметив колебание: "Аварцы! Вы недостойны носить оружие! Если вы струсили - отдайте его нам, женщинам, а сами прикройтесь нашими чадрами!" (Бобровский П. История 13-го Лейб-Гренадерского Эриванского Его Величества полка за 250 лет). Однако другие говорят, что ее роль была в ином: накануне штурма она потратила около 1.000 рублей на подкуп вождей гумбетовцев. Так или иначе, но Хунзах был спасен, нападавшие бежали, оставив тела погибших (около 200), пленных, знамена и оружие. Героизм жителей Хунзаха в глазах руководства Российской империи было трудно переоценить: поражение Кази-муллы помогло сохранить не только русские укрепленные пункты, на которые он собирался напасть после предполагаемой легкой победы, но и сохранило мир в регионе еще на несколько лет. Эта заслуга и была оценена жалованным знаменем за храбрость (называвшимся также Георгиевским).

Месть мюридов.

Однако спокойствие продолжалось недолго: в августе 1834 года новый имам, Гамзат-бек, находивший в свое время у ханши убежище от русских войск, вновь привел войско к Хунзаху и потребовал покорности и принятия законов шариата. Ханша, к тому времени уже утратившая поддержку населения, вступила в переговоры, отправив к новому имаму своих сыновей (Нуцал-хана и Умму-хана), которым имам не только обещал безопасность, но и при встрече заверил в своей готовности служить им, заявив, что передаст все свои войска в распоряжение "нынешнему хану" и без его позволения не войдет в Хунзах (Неверовский А. Истребление Аварских ханов в 1834 году). Но во время переговоров Гамзат-бек вышел из палатки под благовидным предлогом, а его мюриды напали на аварских ханов и убили их. Рассказывают, что Умма был убит выстрелом у входа, а Нуцал, даже будучи раненым выстрелом в плечо и шашкой в лицо, долго рубился с окружившими его врагами, убив многих из них. Вместе с ханами были убиты и сопровождавшие их хунзахцы. Лишившись предводителей жители Хунзаха сдались. Вошедший в селение Гамзат-бек приказал убить ханшу, ее младшего сына и Сурхай-хана, который имел чин полковника русской армии и, находясь в родстве с ханским домом, мог претендовать на престол. Говорят, что ханша и здесь продемонстрировала храбрость, и приветствовала вероломного захватчика хлебом, предложив запить его кровью ее сыновей. Однако торжество Гамзат-бека было недолгим. Спустя всего лишь месяц, 19 сентября 1834 года он был убит восставшими хунзахцами прямо в мечети в праздничную для мусульман пятницу. Возглавил заговорщиков Хаджи Мурад, будущий наиб имама Шамиля и будущий герой повести Льва Толстого. Заговорщиков не остановило ни то, что убийство должно было совершиться в мечети и в праздник, ни то, что Гамзат-бек вошел в мечеть с тремя пистолетами и в окружении двенадцати мюридов, шедших с обнаженными шашками. Его мюриды частью были перебиты, а частью бежали и заперлись в ханском доме. Дом был подожжен, пытавшиеся бежать мюриды убиты (спасся лишь один). Тело Гамзат-бека, валявшееся раздетым около мечети было похоронено только на четвертый день из жалости, по приказу новой ханши Хунзаха.

Вместо эпилога.

Во время штурма восставшими хунхахцами ханского дома, в котором засели мюриды Гамзат-бека, два знамени из трех, врученных аварцам русским царем, сгорели. Уцелело только одно и неизвестно какое. В 1852 году оно было отправлено в Тифлисский арсенал на хранение, где, судя по всему, и пропало. В 1882 году жители Хунзаха обратились с просьбой о даровании им нового знамени. Учитывая, что аварцы после восстановления царской власти в Дагестане первыми изъявили покорность и оставались верными русскому трону даже в ходе дагестанского восстания 1877 года, 24 декабря 1885 года Александр III пожаловал аварскому народу новое знамя с надписью "За отличие при поражении восьми-тысячного скопища Кази-муллы в 1828 году".

О технике боя и эффективности кавказского кинжала вы можете прочитать здесь.

О том, как фехтовали шашкой на Кавказе в начале XIX века, вы можете прочитать здесь.

Мы продолжим публикации материалов об оружии разных стран мира и разных веков. Подписывайтесь на канал журнала "Историческое оружиеведение", следите за публикациями, делитесь интересными статьями, ставьте лайки, комментируйте, задавайте вопросы, предлагайте темы для будущих публикаций!


Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)