» » » Уганда. 25 вопросов к Богу. КАК ПЕРЕДАТЬ ПИСЬМО НА ТОТ СВЕТ? часть 10

Уганда. 25 вопросов к Богу. КАК ПЕРЕДАТЬ ПИСЬМО НА ТОТ СВЕТ? часть 10

Уганда. 25 вопросов к Богу. КАК ПЕРЕДАТЬ ПИСЬМО НА ТОТ СВЕТ? часть 10
Путешествие
admin
Фото: BUKA-BUKA
04:58, 28 январь 2020
618
0
КАК ПЕРЕДАТЬ ПИСЬМО НА ТОТ СВЕТ? Наше сафари по Мёрчисон-парку продолжалось часа четыре. И если мы с Аникой и Робертом, чувствовали себя абсолютно счастливыми, то Андрей Петрович нет-нет, да и хмурил лоб. - Что-то не так? – поинтересовалась я, стараясь, чтобы меня никто не услышал. - Всё так… Но…, - Андрей пожал плечами и отвернулся к окну. - Нет уж, договаривай. Я же вижу, что ты всё время о чем-то думаешь. - Тебе не показалось странным вчерашнее знакомство с водопадом? - Почему странным? Просто красивое и очень мощное место на великом Ниле...
Уганда. 25 вопросов к Богу. КАК ПЕРЕДАТЬ ПИСЬМО НА ТОТ СВЕТ? часть 10

КАК ПЕРЕДАТЬ ПИСЬМО НА ТОТ СВЕТ?

Наше сафари по Мёрчисон-парку продолжалось часа четыре. И если мы с Аникой и Робертом, чувствовали себя абсолютно счастливыми, то Андрей Петрович нет-нет, да и хмурил лоб.
- Что-то не так? – поинтересовалась я, стараясь, чтобы меня никто не услышал.
- Всё так… Но…, - Андрей пожал плечами и отвернулся к окну.
- Нет уж, договаривай. Я же вижу, что ты всё время о чем-то думаешь.
- Тебе не показалось странным вчерашнее знакомство с водопадом?
- Почему странным? Просто красивое и очень мощное место на великом Ниле.

- Эх, ты… Гуманитарий… Как же ты не можешь понять, что река километровой ширины просто не может протискиваться в шестиметровую щель. Это элементарные законы физики. Она должна была просто прорвать эти скалы. Выгрызть в них себе значительно больше места. Вспомни, на Эпупе, в Намибии. Те же скальные породы, значительно более узкая речка, а ширина водопада почти двести пятьдесят метров. Вот здесь вопросов нет… А в Мёрчисоне всё работает вопреки законам природы и гидравлики… Не знаешь, как попросить Роберта отвезти нас на другую сторону водопада? Мне кажется, что там-то и кроется разгадка этого природного фокуса, феномена, этой иллюзии.
- Братцы, смотрите, еще одно огромное стадо буйволов и озеро! – прокричала с переднего сидения Аника, и мы, словно по команде, вскочили со своих мест и высунулись в открытый люк крыши.
В бледно-желтом мареве раскаленной полуденной саванны отчетливо вырисовывались темные силуэты животных, а за их спинами сиреневым миражом колыхалось между землёй и солнцем бескрайнее море.

- Боже мой, красота какая! Роберт, что это за озеро? Как называется?
Роберт не ответил, сосредоточившись на выборе подъездного пути к стаду (с подветренной стороны) и повернулся к нам лишь спустя пять минут, когда машина остановилась на зеленоватом от ила топком и влажном песке. Животные паслись от нас всего в каких-то пятидесяти метрах. А позади них голубой бескрайней гладью, с едва угадывающимся противоположным берегом, раскинулось прекрасное озеро.
- Это не озеро. Это Нил, - наконец ответил наш проводник.
- Нил? – приподнял бровь Петрович, - Ты говоришь – Нил? А там, откуда мы приехали, что?
- Тоже Нил…. Но не Голубой, а Белый… Неподалёку от водопада Мёрчисон Нил разделяется на два рукава. Большой поток воды устремляется сюда, а более слабый к тому месту, где устроена переправа. Иными словами, мы сейчас с вами находимся на полуострове. Точнее даже, на огромном, в несколько тысяч гектаров, острове. Ибо два рукава в районе больших озер снова встречаются.

- Ну, вот и ответ на загадку! Нил не стал прогрызать скалы. Река просто разделилась на два рукава. Теперь всё сходится, - Андрей засмеялся, закурил и с азартом человека, удовлетворившего свой интерес, принялся снимать пасшихся неподалёку буйволов.
Я внимательно вгляделась в лазоревую гладь величественной реки. Пожалуй, даже в самом широком месте наша красавица-Волга была уже своего африканского собрата. Нил поражал и восхищал одновременно. Невольно мне пришли на ум все те факты, которые я слышала об этой реке еще в студенческие времена, когда мы изучали древний Египет и приходили к фактическому тождеству понятий Египет и Аль-Бахр (море), как египтяне называли свою главную водную артерию.

- Роберт, а у местных существуют какие-то легенды, связанные с Нилом, или поверья?
- Что такое «поверья»? – не понял Роберт, так как даже великолепного английского языка Аники не хватало для того, чтобы объяснить мою мысль.
- Это значит, что местные проводят определенные ритуалы, церемонии, как-то используют Нил в своих духовных практиках. Ну, допустим, если сделаешь то-то и то-то, то Нил в чём-то поможет…, - я тоже запуталась.
- Мы – христиане, - на всякий случай напомнил Роберт, чтобы мы, ни дай бог, не заподозрили его в язычестве, но по яркому блеску глаз стало очевидно, что он прекрасно понял суть вопроса.
- И мы христиане… Но ведь интересно же!

И Роберт начал рассказывать…
Почти все народы Африки, населяющие берега Нила от самых его истоков и до устья, считают Нил священной рекой. Для большинства он – зеркальное отражение Млечного Пути. А Млечный Путь, как мы помним, в верованиях многих этносов (и не только в Африке) – это та таинственная река, по которой человек переплывает из мира живых в царство мёртвых. Поэтому не мудрено, что ритуалов и поверий, связанных с Нилом, существует огромное множество.
Так, например, считается, что для исцеления болезни глаз нужно взять кусочек засохшего ила на одном берегу реки и перевезти его на противоположный. Роберт стыдливо признался, что и сам однажды проделывал это…

А еще, молодые люди, накануне свадьбы, должны по очереди прийти в любой из храмов на берегу Нила (сначала жених, а потом невеста),  и взять в руки «ниломеры» (специальные жерди, которыми измеряют величину подъема воды при разливе Нила). Свидетели запоминают, за какую из отметок ухватились будущие супруги. При церемонии сватовства эти цифры озвучиваются. И если они совпадают, значит, брак будет долгим и счастливым. Кстати, задачка не так проста, как кажется. Ниломер достигает в длину восьми метров, а родня внимательно следит за тем, чтобы молодые заранее не договорились о какой-то конкретной цифре.

Нил также по-прежнему воспринимается как самый короткий путь из мира реального в мир божественный. Поэтому современные крестьяне используют его как средство связи с богами и духами. Чтобы передать сообщение в иной мир, им не нужны сотовые телефоны и Интернет, они просто ловят рыбу, пишут на ее спине свое желание и выпускают обратно в реку. Считается, что тогда желание обязательно сбудется.
Нил остается защитником жителей от злых сил, сглаза и гнева богов. При этом очень важно уберечь от дурного глаза только что родившегося ребенка, когда он еще не назван, беззащитен и уязвим. Поэтому в момент рождения ребенка мать и повитухи собирают органические остатки, вышедшие с плодом, в специальный глиняный сосуд, обертывают его куском превосходного льняного полотна и бросают в реку. При этом они не очень хорошо понимают смысл этого ритуала, но продолжают в точности копировать действия своих предков, свершавшиеся здесь в течение десятков веков…

Но самая интересная притча была озвучена нам уже не Робертом, а Романом Кашигиным, когда мы через две недели вернулись в его гостеприимный дом в Энтеббе:
- Мать Оливии рассказала мне о том, что проповедует им пастор в местном храме на богослужениях. Пастор, на минуточку, католик, и к язычеству отношения не имеет. Так вот, оказывается в древние времена, когда жизнь большей части населения напрямую зависела от разливов Нила и выброса на берега плодородного ила, существовал обычай приносить в жертву Нилу самую красивую девушку деревни. Её одевали в праздничный наряд, пеленали шелковыми лентами и бросали в реку. Когда здесь появились первые христиане, один из священнослужителей пришел в ужас от такого варварского обычая и категорически запретил крестьянам убивать девушек. Взамен он пообещал им давать пищу и деньги.

Три года пастор раздавал жителям милостыню и почти год Нил не разливался совсем. Еды катастрофически не хватало, начался голод, болезни и среди жителей стал назревать бунт. Африканцы решили бросить в реку самого пастора, чтобы задобрить Нил, и все как один стали отказываться от принятого ранее христианства. Прознав об этом, священник созвал на ночной молебен своих прихожан и сказал: «Я напишу записку и брошу её в реку. Если господь нас услышит, то воды Нила поднимутся. Если мои мольбы будут тщетны, то казните меня». Точного текста записки с молитвой мать Оливии, естественно, не знала, но зато свято верила пастору, который тысячный раз рассказывал прихожанам  XXI века о том, что буквально в ту же ночь Нил поднялся почти на восемь метров, а местные жители окончательно уверовали в силу Иисуса Христа, Девы Марии, Бога Отца и Святого Духа…

Однако, вернемся в национальный парк Мёрчисон…
В этот вечер мы должны были попрощаться с главным национальным парком страны (в каждом из десяти национальных парков местные рейнджеры уверяют, что именно их парк – главный) и подготовиться к отъезду к горных хребтам Рувензори.
- Петрович, а мы еще будем переезжать через Нил? – поинтересовалась я шепотом.
- Наверное, а что?
- И рыбу там сможем половить, да?
- Возможно…
- А как ты думаешь, чем надо писать записку на спине рыбы? Ручкой или фломастером?...
Андрей засмеялся и отвернулся в сторону от наших друзей:
- Не вздумай Анике об этом сказать, фантазёрка! Вроде взрослая женщина, а ведешь себя хуже дитяти малого!

Я надулась…
Ну и пусть взрослая… Пусть… Но почему не помечтать о том, что можно передать привет ушедшим в небытие близким и попросить их благословить нас со сказочного  верхнего Нила, с Млечного Пути, из их, надеюсь, счастливого царства божия.  Пусть они знают о том, что мы по-прежнему их помним и любим, пусть защитят нас от бед, неудач, болезней и всего, что мы, погрязшие в буднях дел и далекие от НЕБА,  называем невнятным словом «неприятности»….


Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)