» » » "Ничто не может сдержать": танки в Гражданской войне (воспоминания танкиста)

"Ничто не может сдержать": танки в Гражданской войне (воспоминания танкиста)

"Ничто не может сдержать": танки в Гражданской войне (воспоминания танкиста)
История
ibra
Фото: BUKA-BUKA
19:27, 20 январь 2020
2 352
0
В статье приводится информация о специфике применения танков, находившихся в составе белогвардейской армии Юга России, которая взята из воспоминаний командира Белозерского полка Б. Штейфона "Кризис добровольчества" и командира танка "Генерал Скобелев" штабс-капитана А. Трембовельского "Эпизоды из жизни 3-го отряда танков". 3-й отряд танков входил в 1-й танковый дивизион Вооруженных сил юга России и имел на вооружении четыре английских тяжелых пушечно-пулеметных танков MkV ("Генералиссимус Суворов", "Фельдмаршал Кутузов", "Фельдмаршал Потемкин", "Генерал Скобелев"). Любопытно, что танк А. Трембовельского "Генерал Скобелев", начав боевой путь 27 апреля 1919 года, принял участие в знаменитой танковой атаке под Каховкой 14 октября 1920 года, в которой приняли участие двенадцать танков. В ходе боя "Генерал Скобелев" был подбит,
"Ничто не может сдержать": танки в Гражданской войне (воспоминания танкиста)

В статье приводится информация о специфике применения танков, находившихся в составе белогвардейской армии Юга России, которая взята из воспоминаний командира Белозерского полка Б. Штейфона "Кризис добровольчества" и командира танка "Генерал Скобелев" штабс-капитана А. Трембовельского "Эпизоды из жизни 3-го отряда танков". 3-й отряд танков входил в 1-й танковый дивизион Вооруженных сил юга России и имел на вооружении четыре английских тяжелых пушечно-пулеметных танков MkV ("Генералиссимус Суворов", "Фельдмаршал Кутузов", "Фельдмаршал Потемкин", "Генерал Скобелев"). Любопытно, что танк А. Трембовельского "Генерал Скобелев", начав боевой путь 27 апреля 1919 года, принял участие в знаменитой танковой атаке под Каховкой 14 октября 1920 года, в которой приняли участие двенадцать танков. В ходе боя "Генерал Скобелев" был подбит, подорван экипажем (вероятно) и захвачен красными. Согласно "Акта об осмотре трофейных танков в г. Каховка" от 15 декабря 1920 года его состояние было следующим: "Генерал Скобелев" - не на ходу, от попадания двух снарядов в левую сторону остова разбита одна из пулеметных башен, огнеприпасы были взорваны, от коих пострадала вся внутренняя арматура. Имеется одно орудие, четыре пулеметных гнезда, гусеницы узкие, без губ, целы".

Общая оценка эффективности танков: "Большевики немедленно очищали свои позиции" (Б. Штейфон).

"Прибывшие танки привлекли общее внимание. Придавая этому новому и грозному средству борьбы чрезвычайное значение, наше командование распределило их по фронту, направляя главный танковый удар все же со стороны нашего открытого правого фланга. Танки были приданы наиболее сильным частям и произвели действительно должный эффект. Первые красные части, заметив какие-то двигающиеся машины, не уяснили, по-видимому, их роль, но когда, несмотря на огонь, свободно преодолевая местные препятствия, танки врезались в неприятельское расположение и стали в полном смысле уничтожать красные цепи, разразилась полная паника. Весть о появлении танков быстро разнеслась среди большевистских войск и лишила их всякой сопротивляемости. Ещё издали, завидя танки, большевики немедленно очищали свои позиции и поспешно отходили. Учитывая тот ужас, какой нагнали эти машины на большевиков, многие части стали устраивать из повозок и иного рода подручного материала подобие танков и маячить издали. Маскарад имел успех и ещё больше поднимал бодрый дух наших войск. У станции Попасная произошло единоборство танка с красным бронепоездом. Это редкое и интересное состязание закончилось печально для обеих сторон. В бою участвовал тип так называемого тяжелого танка. Удачным попаданием он подбил паровоз бронепоезда, а последний в свою очередь повредил танк. Указанный эпизод ещё более устрашил красных и внушил ужас даже неприятельским бронепоездам. Пробивая путь этими чудовищами, наша пехота и конница быстро и без особых потерь очистила Донецкий бассейн". (Б. Штейфон).

Бой с бронепоездом: "невозможная вещь в классической войне".

Бой с бронепоездом вел 3-й танковый отряд, и он описан у А. Трембовельского: "По путям этой магистрали все время курсировали два бронепоезде красных: "Месть Углекопа" и другой, номерной. Вооруженные тяжелой артиллерией, они не давали своим огнем возможности нашим частям пробиться через узкий перешеек, отделяющий полуостров Таганаш от материка, к ст. Сальково. Тогда командующий группой войск этого района ген. Ангуладзе приказал 3-му отряду танков сбить эти бронепоезда. Развив максимальную скорость (12 километров в час), танки бросились в атаку на бронепоезда (невозможная вещь в классической войне). Бронепоезда в свою очередь открыли ураганный огонь, концентрируя его по танку "Ген. Скобелев". Только благодаря умелым и хладнокровным маневрам танка (водитель пор. И. Мурашёв), сбивавшим прицельную наводку бронепоездов красных, танк избежал неминуемой катастрофы. Удачное попадание снаряда с танка "Фельдмаршал Кутузов" в паровоз бронепоезда "Месть Углекопа" заставило советский бронепоезд позорно ретироваться, что в свою очередь вызвало поспешный отход пехоты красных" (А. Трембовельский).

Прорыв линии обороны: "лично намотал колючую проволоку на якорь-кошку" (А. Трембовельский).

25 мая танковому отряду была поставлена задача по возможности не привлекал внимания противника, подойти к проволочным заграждениям противника, сорвать их и начать стремительную атаку хорошо укрепленных позиций противника, охватить его фланги. "Точно в 2 часа 25 минут танки вышли из прикрытия и в развернутом строю пошли на сближение. Почти бесшумно, по мягкому грунту двигались танки, не слышен был даже лязг тщательно смазанных и подтянутых перед боем гусениц, не слышен был и шум моторов, особенно внимательно отрегулированных механиком отряда. Включены были и глушители, которые обычно в бою, для увеличения мощности мотора, а также и для эффекта, мы открывали. Через короткое время танк "Ген. Скобелев" подошел к проволочным заграждениям. Пишущий эти строки лично намотал колючую проволоку на специальный "якорь-кошку", прикрепленный стальным тросом к танку. Танк, подмяв под себя проволочное заграждение, потянул его за собой, открывая свободный доступ нашей коннице и пехоте. Здесь мы были обнаружены, и красные открыли по нас бешеный огонь из впереди стоящих батарей красных, а справа от нас со стороны бронепоездов красных. Танк двигался в кольце разрывов советских гранат. Вдруг я заметил красный свет фонаря, служащего ночной точкой отметки для ведения огня артиллерией ночью. По моему указанию артиллерист танка, поручик Г.Н.Парадиев, точным огнем своей пушки сбил фонарь и тем заставил замолчать впереди стоящую батарею красных. Около 3-х часов 30 минут мною была вылущена ракета - условный знак прорыва позиции красных и перенесения огня нашей артиллерии. Наш решительный натиск и меткий огонь танкистов заставили красных поспешно бросить свои укрепления и в панике бежать, оставив нам много боевого снабжения, а также впопыхах брошенное одно "кинжальное" орудие с невыстреленным снарядом" (А. Трембовельский).

Бой с кавалерией: "повсюду их настигала смерть" (А. Трембовельский).

"С моего наблюдательного пункта было ясно видно, как мчатся всадники красных, размахивая нагайками; как кони спотыкаются на воронках гранат и рытвинах. Вот уже метров 200 - 300 до нас. Но ничто не может сдержать нашего неуклонного, молчаливого, тяжелого движения. Даже их пушки бессильны против этих стальных чудовищ, против лязга их гусениц и дико ревущих моторов танков. Нервы всадников и лошадей не выдерживают. Кони сами поворачиваются и в бегстве своем пытаются уйти от этого мертвящего ужаса. Видно, как командиры и комиссары, размахивая шашками и нагайками и стреляя в бегущих, с трудом водворяют порядок в расстроенные свои ряды, и вновь их конница несется вперед, чтобы проскочить в интервалы танков. Было ясно, что командование красных хотело перерезать железнодорожную магистраль и тем нарушить связь всей нашей армии с тылом и снабжением. На этот раз сближение доходит до 100-150 метров. Но упорное, беспрерывное движение танков вперед, без одного выстрела, устрашающе действовало на психику бойцов конницы красных. Вновь их нервы не выдержали, и вновь был убит порыв атаки в панике бежавших всадников. Мы видели, как прильнувших к гриве всадников настигали комиссары или командиры и ударами нагаек или шашками плашмя заставляли их снова встать в покинутые ими ряды своих эскадронов. Напряжение нервов у обеих сторон доходит до предела. Кажется, рукой подать до красных. Сближение уменьшается. Уже ясно видны раненые кони. Вот-вот, и они прорвутся. Я пустил сигнальную ракету, условленный знак для огня. И в один момент все три танка открыли прицельный пулеметный огонь, а пушки били на картечь. Обезумевшие лошади вставали на дыбы, задние врезывались в передних, опрокидывая их. Те, которые уже повернули и в бегстве пытались спасти свои жизни, сталкивались между собою. Но повсюду их настигала смерть. Кругом лежали раненые всадники и их лошади. Их не трогали: не до них было" (А. Трембовельский).

Управление танком: "два толчка моего колена" (А. Трембовельский).

"Командирская башня в танке находилась в середине его, и в разрезе брони наблюдение за боем было весьма скудное, танк был почти слепой. А посему я, для более успешного командования танком, выбрал другое место. Слева от водителя танка было место пулеметчика и гнездо передового пулемета. Прямо над головой пулеметчика находился люк, через который можно было вылезти наверх танка. Вот это место я и выбрал себе, как командный пункт. Я стоял прямо за спиной пулеметчика, моя грудь была прикрыта стальным щитом, то есть крышкой люка, а на голове был боевой шлем. С этого места можно было свободно наблюдать всю картину боя и при необходимости, когда артиллерия красных брала нас в вилку, менять курс движения танка. Два толчка моего колена в правое плечо пулеметчика обозначали резкий поворот вправо, если в левое плечо - то влево. Один толчок - менее резкий поворот. Эту команду пулеметчик передавал водителю танка" (А. Трембовельский).

О том, чем сражались пираты, вы можете прочитать здесь.

О казаках и японцах в Русско-японскую войну по оценке немецкого генерала вы можете прочитать здесь.

О дадао ("большой сабле") китайских штурмовых отрядов в первой трети ХХ века вы можете прочитать здесь.

Мы продолжим публикации материалов об истории оружия, фехтования и военной тактики армий разных стран мира. Подписывайтесь на канал "Историческое оружиеведение", следите за публикациями, делитесь интересными статьями, ставьте лайки, комментируйте и задавайте вопросы. Это поможет развивать канал!


Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)