» » » Война с "неверными" в Чечне в XIX веке: требования к "призывникам" и наказание "уклонистов"

Война с "неверными" в Чечне в XIX веке: требования к "призывникам" и наказание "уклонистов"

Война с "неверными" в Чечне в XIX веке: требования к "призывникам" и наказание "уклонистов"
История
admin
Фото: BUKA-BUKA
19:27, 20 январь 2020
759
0
Всеобщая воинская повинность. Шамиль ввел на территории своего имамата фактически всеобщую воинскую повинность: все подвластные ему народы были обязаны нести воинскую службу в ополчении, которое созывалось при необходимости. При этом "каждое семейство обязано выставить одного вооруженного конного или пешего воина, снабдив его провиантом на определенное число дней; при этом каждый должен иметь свое оружие, состоящее из винтовки, пистолета, шашки и кинжала" (Цит. по: Шамиль и Чечня // Военный сборник, № 9, 1859). Не освобождались от обязанности идти на войну даже законоведы, муфтии, ученые и кадии. "Если они не будут сражаться руками, то пусть сражаются языками: наставляют, предостерегают, побуждают к тому, что Бог обещал сражающимся", заявил Шамиль (цит. по: Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., т. 1.
Война с "неверными" в Чечне в XIX веке: требования к "призывникам" и наказание "уклонистов"

Всеобщая воинская повинность.

Шамиль ввел на территории своего имамата фактически всеобщую воинскую повинность: все подвластные ему народы были обязаны нести воинскую службу в ополчении, которое созывалось при необходимости. При этом "каждое семейство обязано выставить одного вооруженного конного или пешего воина, снабдив его провиантом на определенное число дней; при этом каждый должен иметь свое оружие, состоящее из винтовки, пистолета, шашки и кинжала" (Цит. по: Шамиль и Чечня // Военный сборник, № 9, 1859). Не освобождались от обязанности идти на войну даже законоведы, муфтии, ученые и кадии. "Если они не будут сражаться руками, то пусть сражаются языками: наставляют, предостерегают, побуждают к тому, что Бог обещал сражающимся", заявил Шамиль (цит. по: Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., т. 1. 1871). Война с неверными объявлялась обязательной для каждого правоверного, но только до окончательного собрания сил. "Как только правоверных соберется столько, что достаточно будет для сопротивления врагу, то непопавшие в это ополчение освобождаются от непременной обязанности идти на войну. Если же имам назвал при этом кого-нибудь по имени, то для такого поход становится необходимым" (Цит. по: Перевод мусульманских постановлений о войне Н. Ханыкова // Кавказ, 1846, № 20).

Требования к "призывнику" (Перевод мусульманских постановлений о войне Н. Ханыкова, 1846 год):

Участник войны с "неверными" должен был соответствовать двенадцати условиям:

1) идущий на войну должен быть мужчина и не скопец.

2) должен быть совершеннолетний.

3) не сумасшедший.

4) свободный ("раб не должен идти на войну даже и в том случае, когда господин его обязуется возвратить ему свободу после своей смерти, а равно невольник, получивший позволение откупиться за известную плату, хот бы он внес большую часть оной; но имаму дозволено взять рабов на войну с разрешения их хозяев, потому что они могут принести пользу");

5) идущий на войну должен быть не стар;

6) сведущ в военном деле;

7) зрячий и не хромой, чтобы способен был ходить пешком, ездить верхом и слезать с лошади;

8) должен быть здоров;

9) в состоянии снабдить себя пропитанием в походе и семейство на месте;

10) должен иметь для езды четвероногое животное; кто не в состоянии его приобрести, для того война необязательна, будет ли далеко или близко место назначения;

Примечание: безлошадный мог взять лошадь "напрокат" у соседа и при этом не должен был платить за нее, даже если вернулся с добычей. Впрочем, каждый старался прибыть на собственной хорошей лошади (цит. по: Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., т. 1. 1871).

11) идущий на войну не должен иметь долгов, но имам может вызвать на войну и таких, которые не могут уплатить долга;

12) должен иметь позволение родителей.

Дополнение: "Подходящий под эти условия обязан идти на войну сам, или нанять за себя другого, если только не вызван по имени имамом; больной может возвратиться домой во всякое время; но если неспособность произойдет от другой причины, как, например, если господин отпустивший раба на войну, раскается в этом и отзовет его, то до встречи с неприятелем раб может возвратиться домой; после же встречи - не может" (Цит. по: Перевод мусульманских постановлений о войне Н. Ханыкова // Кавказ, 1846, № 20).

Наказания для "уклонистов".

По словам Н. Дубровина, за неявку на службу сажали в яму, налагали штраф от 1 до 2 рублей, подвергали телесным наказаниям, в особо важных случаях могли сжечь саклю (Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., т. 1. 1871). Однако сам Шамиль описывал наказание "уклонистам" несколько иначе. Уклоняющиеся от похода или вообще от воинской повинности сначала сажались в яму на три месяца. Однако такое наказание не страшило, а часто даже не стесняло горцев. Более того, в последние десять лет существования имамата сложилась даже пословица, гласившая "лучше просидеть год в яме, чем пробыть месяц в походе". Это заставило Шамиля "усовершенствовать" наказание для уклонистов, добавив к яме денежный штраф: по двадцать копеек за каждую ночь трехмесячного ареста. Наказание смягчалось, только если причина уклонения была уважительной: не освобождая виновного совсем от штрафа, его назначали в поход вне очереди. Мера оказалась эффективной, по словам Шамиля, "не только заботливые о своем хозяйстве люди бросали лень или упрямство и шли на назначенные им места беспрекословно, но и самые жены горцев в ограждение своего хозяйства от неминуемого разорения, а уж по меньшей мере от расстройства, старались всеми силами убедить своих трусливых или упрямых мужей идти в поход, а иногда указывали даже тайком места, где они укрывались" (цит. по: Руновскй А. Кодекс Шамиля // Военный сборник, № 2, 1862).

О Лейб-Гвардии Кавказско-Горском полуэскадроне и почему из него убрали чеченцев вы можете прочитать здесь.

О фанатизме и храбрости горцев глазами русских офицеров вы можете прочитать здесь.

О черкесской коннице глазами русских офицеров вы можете прочитать здесь.

Мы продолжим публикации материалов об оружии и тактике армий разных стран мира и разных веков. Подписывайтесь на канал "Историческое оружиеведение", следите за публикациями, делитесь интересными статьями, ставьте лайки, комментируйте и задавайте вопросы. Это поможет развивать канал!


Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)