» » » В Литве предложили отмечать новый праздник — "день взятия Москвы"

В Литве предложили отмечать новый праздник — "день взятия Москвы"

В Литве предложили отмечать новый праздник — "день взятия Москвы"
История
admin
Фото: BUKA-BUKA
02:02, 17 январь 2020
509
0
Не прекращается обмен историческими колкостями с нашими заклятыми друзьями. На днях один из депутатов литовского парламента в шутку предложил праздновать в Литве «День взятия Москвы» – в пику Дню народного единства, отмечаемого в России в память об освобождении Москвы от польско-литовских войск в 1612 году...

Не прекращается обмен историческими колкостями с нашими заклятыми друзьями. На днях один из депутатов литовского парламента в шутку предложил праздновать в Литве «День взятия Москвы» – в пику Дню народного единства, отмечаемого в России в память об освобождении Москвы от польско-литовских войск в 1612 году.

Речь идёт о вступлении в Москву гарнизона польско-литовских войск во главе с гетманом Станиславом Жолкевским в 1610 году.

В Литве предложили отмечать новый праздник — "день взятия Москвы"

Можно ли говорить о «взятии Москвы»?

Понятно, впрочем, что никто всерьёз в Литве не собирается устанавливать такой «праздник». Да и дня такого определённого нет. Впрочем, для нас это повод ещё раз обратиться к истории событий Смутного времени, до сих пор служащим для мифологизации истории. Один из мифов – вот это пресловутое «взятие Москвы». Для начала разберёмся с ним.

Как бы ни грело отдельным патриотам из Литвы, Польши и Украины «взятие Москвы» в 1610 году, такого события в действительности не было. Не было взятия русской столицы неприятельской армией. Вход иностранных войск в Кремль был акцией иного рода. Это было действие дружественной армии по защите столицы России.

В июле 1610 года русские войска царя Василия IV Шуйского потерпели поражение от поляков под Клушино. Вслед за этим бояре, давно недовольные его правлением, свергли Шуйского с престола. Среди бояр уже давно была сильная партия, желавшая присылки на московский трон польского королевича Владислава. Временно эта партия взяла верх. Боярская дума отправила делегацию к польскому королю Сигизмунду, осаждавшему Смоленск, и просила прислать его сына царствовать в Москву.

Король согласился. Под предлогом обеспечения будущей коронации к Москве было отправлено 10-тысячное войско под начальством литовского коронного гетмана Жолкевского. Вначале оно расположилось лагерем под стенами Москвы. Но в ночь на 1 октября 1610 года по просьбе части бояр поляки и литовцы заняли ворота Кремля и вошли внутрь него.

Таким образом, на военное взятие неприятельского города это никак не походило – Москва сама отдалась под защиту иноземцев.

В ту пору Россия кипела и бурлила от народных волнений. Бояре в особенности опасались казаков, которыми предводительствовал Второй Лжедмитрий, обещавший волю крестьянам и холопам. Бояре не видели для себя иной защиты от своего народа, кроме иностранных войск.

Что произошло потом

Говоря о «праздновании», литовскому депутату стоило бы вспомнить о том, чем это «взятие Москвы» закончилось для самих победителей. Спустя два года мало кто из тех, кто входил в русскую столицу, сумели выйти из неё живыми.

Причиной стало их собственное поведение. Вместо того, чтобы следовать подписанному договору, польский король решил, что теперь наступило время присоединить Русь к своей короне. Он не прислал своего сына. Поляки и литовцы стали вести себя как в завоёванном городе – они действительно не отличили «взятие с бою» от взятия под покровительство, о котором исходно шла речь.

Русские люди увидели, что их общий враг теперь засел в Кремле, на время оставили свои разногласия и объединились, чтобы вышибить поляков и литвинов из Москвы. Осенью 1612 года случилось уже настоящее военное взятие Москвы русскими войсками. Причём ему предшествовали месяцы лютого голода осаждённого польско-литовского гарнизона, когда гордые шляхтичи убивали и ели друг друга.

Так что если кто-то в Вильнюсе (или в Варшаве) хочет отметить годовщину взятия Москвы, то полная программа празднования должна включить в себя и напоминание о взаимном людоедстве доблестных рыцарей Речи Посполитой.


Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)