» » » Токсичные люди - кривые зеркала для нашего Я

Токсичные люди - кривые зеркала для нашего Я

Токсичные люди - кривые зеркала для нашего Я
Психология
ibra
Фото: BUKA-BUKA
17:51, 15 январь 2020
393
0
Есть люди, общение с которыми токсично.Как понять, токсичен ли человек, и что делать, если да?

Есть люди, общение с которыми токсично.
Как понять, токсичен ли человек, и что делать, если да?

Токсичные люди - кривые зеркала для нашего Я

Если возникают чувства вины, стыда, страха, эмоциональной боли – то человек, в общении с которым эти чувства появились, токсичен.
Если шатается чувство ценности себя, падает самооценка, уменьшается уверенность, разрушается чувство собственного достоинства в контакте с человеком – он токсичен.

Если в общении с человеком или после общения приходят мысли «Я бездарна», «Вот я чмошник», «Я не красива», «Я лентяй», «Со мной что-то не так», «Я занимаюсь фигней»… - то вы пообщались с токсичным человеком.
Токсичные люди самоутверждаются за счет других, превозносятся, пренебрегают, дают оценки, раздают советы, указывают на недостатки, осуждают поступки/слова/образ жизни, используют сарказм, отрицают значимость ваших переживаний, зло шутят, предъявляют претензии, делают виноватыми других.

Что происходит с человеком, который общается с токсичными людьми?
У такого человека нарушается адекватный образ себя. Общение с токсичными людьми – это как кривое зеркало. Человек нормален, с ним всё в порядке, но, посмотрев в кривое зеркало, он увидит перекошенное лицо, кривые ноги, выпученные глаза. И что же делать? Надо менять себя? Нет! Надо менять зеркало.

Мой пример.
ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Я заплатила 3000 р. учителю по вокалу. Он действительно хороший специалист. Его ученики великолепно поют. Это можно оценить по видео записям его учеников. То есть результат занятий будет хорошим. Но каков процесс? В начале урока учитель ставит мобильный телефон на подставку для нот и, одной рукой играет мелодии для упражнений, а другой – постоянно пишет сообщения в телефоне. При этом не смотрит на меня в течение часа. Когда я показываю песни, которые хочу петь, он говорит «Ну понятно всё. Ладно…» - это говорится с разочарованием и отсутствием интереса. А одну из песен оценивает как елозание по гармонии без особой мелодии, и не понимает, что в этом крикливом голосе можно найти.

НАРУШЕНИЕ ЧУВСТВА ЦЕННОСТИ СЕБЯ
Какие мысли о себе у меня возникли?
«Я, наверное, ужасно пою, раз он всё время переписывается по телефону. Я ему не интересна как ученик, т.к. у меня нет голоса, слуха и таланта».
«Наверное, у меня что-то со вкусом не то. Похоже, я слушаю какое-то говно, раз специалист не дает моему выбору положительную оценку».
Следующие мысли – это раскручивание самоосуждения:
«Может, я как-то не так выгляжу? По-моему, я одела идиотский шарф».
Какие чувства возникли?
Погружение в чувство стыда, в самоосуждение.
Что случилось с образом себя и чувством ценности?
Чувство достоинства и ценности рушится.

Что делать с токсичным человеком?
Есть 2 варианта действий: отстаивание границ и разрыв контакта.
Отстаивание границ – это разговор о правилах поведения, которое допустимо для меня. Но чем токсичнее человек, тем меньше он принимает правила других людей. Он осуждает их за эти правила. И всячески обвиняет в неадекватности.

И тогда второй вариант – это прекращение этих отношений.
Но что делать, если токсичной является мать, отец, значимый учитель, наставник? Какое чувство может возникнуть при необходимости сказать «Так со мной нельзя»?
Возникает страх. Страх потерять общение с этим человеком.
Возникает стыд. Как я буду выглядеть в глазах этого человека, если заявлю о том, что мне не нравится?
Возникает вина. Я эгоист/неблагодарная, раз требую чего-то для себя.

Что важнее: получать выгоду от общения с токсичным человеком и разрушать свое чувство достоинства, или сохранить ценность себя, но не получить выгоды?

Отец/мать дают деньги, машину, кормят… очень удобно. Но при этом постоянно критикуют, кричат, осуждают.
Учитель ведет ученика к отличному результату. Возможно, ученик победит на конкурсе. Но! В процессе достижения этого результата учитель пренебрегает, дает отрицательные оценки.
Духовный наставник объясняет как медитировать и передает много знаний, но при этом ломает человека, осуждая его стиль жизни/мировоззрение/интересы.
Друг всегда готов выслушать, дать денег в долг, встретиться… но, критикует и насмехается.
Начальник отлично платит, но всегда сравнивает с другими коллегами, высмеивает при коллективе и указывая на ошибки, грозится уволить и заставляет работать до 10 вечера.

Что дороже, выгода в виде денег, знаний, внимания или сохранение своего чувства ценности?

Я знаю только один путь – выставлять людям свои правила. Говорить о том, чего я хочу, а что для меня не приемлемо.
Да, с некоторыми будет потеряно общение. Но можно приобрести гораздо больше – невероятно глубокое чувство ценности себя и свободы.

Учителю я позвонила и сказала, что мне нравится результат, к которому он ведет. Но меня не устраивает процесс. Я чувствую неуважение, когда вместо взгляда на меня человек весь урок пишет сообщения. Меня расстраивает, когда выбранные мною песни осуждают. Я начинаю терять веру в себя и вдохновение заниматься. Я больше не пришла на занятие к этому человеку.

Незаменимых нет. А вот я у себя одна. И вы у себя единственная/один. Не бойтесь говорить о своих чувствах и о том, что вам не нравится. Вас либо будут больше уважать. Либо … вы найдете других более поддерживающих и внимательных друзей, начальников, коллег, учителей, жен и мужей.

Жизнь одна. Не стоит тратить ее на кривые зеркала.

© Светлана Захарова

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)