Перестройка в СССР

Перестройка в СССР
Человек
ibra
Фото: BUKA-BUKA
06:45, 03 январь 2020
1 190
0
Предпосылки и начало перестройки В конце 70-х годов в советском обществе назревал серьезный социально-экономический кризис. Из-за своего преклонного возраста и хронических болезней, Л. И. Брежнев уже не мог руководить государством...

Предпосылки и начало перестройки

В конце 70-х годов в советском обществе назревал серьезный социально-экономический кризис. Из-за своего преклонного возраста и хронических болезней, Л. И. Брежнев уже не мог руководить государством.

Причины начала перестройки

Свои полномочия Брежнев делегировал министрам, которые по собственному усмотрению осуществляли государственную политику. Общество все больше ощущало отсталость СССР от стран Запада, но, к сожалению, в государстве не было лидера, который мог бы инициировать реформы.

Основными причинами являются:

- Централизация власти в руках Партии;

- Как следствие, цензура на информацию, отсутствие гласности;

- Низкая конкурентоспособность советских товаров на мировом рынке, низкая производительность труда;

- Дефицит товаров на рынке.

В середине 80-х годов пост Генерального Секретаря СССР занял Михаил Горбачев, который в отличие от своих предшественников Черненко и Андропова, не побоялся начать масштабную реформаторскую деятельность.

Перестройка в СССР

Этапы перестройки

1 этап — март 1985—январь 1987 гг. Этот этап проходил под лозунгами — «ускорение» и «больше социализма».

2 этап — 1987—1988 гг. Лейтмотивом этого этапа стали лозунги —»больше демократии» и «гласность».

3 этап — 1989—1990 гг. Период «разброда и шатания». Для него характерен раскол в едином прежде лагере перестройки, переход к открытому политическому, национальному противостоянию.

4 этап — 1990—1991 гг. Этот этап ознаменовался крахом мировой социалистической системы, политическим банкротством КПСС и распадом СССР. На апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 года был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития» СССР на базе опережающего развития машиностроения.

Экономические реформы

Ключевым в стратегии реформ М.С. Горбачева являлось ускорение темпов экономического роста, научно-технического прогресса, увеличение производства средств производства, развитие социальной сферы. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль над качеством продукции (закон о госприемке).

Проект реформы предусматривал:

— расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

— постепенное возрождение частного сектора экономики, прежде всего путем развития кооперативного движения;

— отказ от монополии внешней торговли;

— глубокую интеграцию в мировой рынок;

— сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;

— признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, кооперативы, фермерские хозяйства).

В 1988 году были приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности.

1987 году был принят Закон о государственном предприятии. Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет.

Курс на переход к рыночной экономике в 1990г. – программа «500 дней» (Шаталин и Явлинский).

Политические реформы

1.Политика гласности - Ослабление цензуры, широкая информация граждан с помощью СМИ о положении дел во всех сферах жизни общества -Раскрепощение творческих союзов -Активизация религии -1987-комиссия по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 30-х-50-х гг. - Выход не опубликованных прежде произведений (Гранин «Зубр») - Стали издаваться независимые газеты, журналы, передачи.

2. Демократизация КПСС - Кадровые перестановки: массовая замена и омоложение кадров на всех уровнях - Формирование внутри КПСС фракций, разной идейной направленности - Июль 1990 – 23 съезд Конституции СССР о руководящей роли партии - Формирование политических партий, многопартийность

3. Реформирование советской системы (19 партконференция- 1988г.) -курс на демократизацию, гласность и плюрализм. Цель создания в СССР гражданского (правового) общества. Учрежден новый законодательный орган власти – съезд народных депутатов. Введены альтернативные выборы в 1990 г., введение пост президента СССР, создан Верховный Совет и постоянно действующий парламент.

Новое политическое мышление (новое мышление) — появившееся во время Перестройки выражение и концепция последнего главы СССР Михаила Сергеевича Горбачева. Концепция была изложена в вышедшей в октябре 1987 года книге Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира» (термин появился в феврале 1986 года). Концепция обосновывала курс на прекращение холодной войны с Западом, разрядку, отказ от гонки вооружений. Включала в себя принципы деидеологизации внешней политики и отказ от классовой борьбы. Политика СССР, основанная на новом политическом мышлении, привела к ликвидации Варшавского договора и социалистического лагеря, при этом НАТО как военный союз западных стран ликвидировано не было.

Сам М. С. Горбачев определяет новое политическое мышление так:

«Новое мышление не попытка выдумать какую-то умозрительную схему… Это реакция на философском, а потом и на политическом уровне на те вызовы, с которыми встречаются и отдельные страны, и весь мир на данном переломном этапе».

Концепция нового политического мышления включила в себя:

- Приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми ценностями, отказ от классовой борьбы и деидологизация внешней политики;

- Решение конфликтов не военным, а политическим путем, то есть построение международных отношений на основе баланса интересов и взаимной выгоды, а не соотношения сил;

- Признание мира единым, отказ от концепции разделения на социалистов и капиталистов;

- Строгое соблюдение принципа равноправия во взаимоотношениях и невмешательство во внутренние дела;

- Признание права каждого народа выбирать свою судьбу;

- Констатацию факта, что безопасность может быть только взаимной.

- К этим принципам нового политического мышления примыкают провозглашенные при Горбачеве в СССР плюрализм и политика гласности. Также из нового политического мышления вытекает политика разоружения.

Причины распада СССР

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:

- центробежные националистические тенденции, возникшие в результате невыполнения руководством СССР задач цивилизационного развития, проявившиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;

- авторитарный характер советского общества и постепенная фашизация (определение фашизма смотри в статье «Россия, Русь — храни себя, храни!»), выражающаяся в барстве «элиты» — партийной номенклатуры, оформившейся как эксплуататорский класс и холопстве населения, что в итоге привело к закономерному итогу предсказанному ещё В.О. Ключевским: «Праведное общество составленное из негодяев» — подавление потенциала Человека

- господство одной идеологии, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив;

- растущее недовольство населения из-за целенаправленно создававшихся перебоев с продовольствием и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), нелепые запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.), постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада;

- диспропорции экстенсивной экономики (характерные для периода существования СССР, начавшегося после государственного переворота 1953 года и хрущёвской «оттепели»), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей;

- кризис доверия к экономической системе: в 1960—1970-е гг. главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план стал после 1953 года единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало резкое падение качества производимых в СССР товаров народного потребления, как следствие, уже в начале 1980-х гг. термин «советское» в отношении товаров был синонимом термина «низкокачественное». Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;

- ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;

- неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы (экономическая реформа 1965 года);

- снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР;

- моноцентризм принятия решений (только в Москве), что приводило к неэффективности и потере времени;

- поражение в гонке вооружений, победа «рейганомики» в этой гонке;

- Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет;

- заинтересованность западных государств в ослаблении СССР;

- подрывная деятельность иностранных спецслужб;

- предательство руководителями множества ведомств государственных интересов и отказ защищать Родину в пользу ограбления Родины в своих интересах.

Процесс распада СССР – укладывается в три этапа

1этап

Это период перестройки, когда выросла политическая активность народа, сформировались массовые, в том числе радикальные и националистические движения и организации, когда попытки реформирования советской системы привели к углублению экономического, внешнеполитического и демографического кризиса в стране. Ситуация усугублялась противостоянием на политическом пространстве Президента СССР Горбачёва и Президента РСФСР Ельцина.

- в 1989 году впервые было официально объявлено о начале экономического кризиса - рост экономики сменяется падением;

- в период 1989—1991 гг. доходит до максимума главная проблема советской экономики — хронический товарный дефицит — из свободной продажи исчезают практически все основные товары, кроме хлеба. В регионах страны вводится нормированное снабжение в форме талонов;

- с 1991 года впервые зафиксирован демографический кризис (превышение смертности над рождаемостью);

- в 1989 году происходит массовое падение просоветских коммунистических режимов в Восточной Европе;

- на территории СССР разгорается ряд межнациональных конфликтов:

- 16 декабря 1986 года в Алма-Ате состоялась демонстрация протеста, которая была подавлена внутренними войсками.

- в июне 1989 года вспыхивают межэтнические столкновения в Новом Узене между казахами и выходцами с Кавказа, для подавления которых были задействованы бронетранспортёры, танки, боевые вертолёты и другая военная техника.

- 15,16 июля 1989 года в Сухуми произошли столкновения между грузинами и абхазами.

- в 1988 году начинается карабахский конфликт, который переходит в апреле 1991 года в военные действия между двумя советскими республиками;

- в конце мая 1989 года в Ферганской области Узбекской ССР обострились отношения между узбеками и турками-месхетинцами, происходят массовые погромы, убийства турок-месхетицев и их массовая эвакуация из республики;

- в мае 1990 года в узбекском городе Андижан произошёл погром евреев и армян;

- спустя месяц, на территории Киргизской ССР разразились киргизо-узбекские столкновения (ошская резня).

Решение о реабилитации депортированных Сталиным народов приводит к нарастанию напряжённости в ряде регионов, в частности, в Крыму — между вернувшимися крымскими татарами и русскими, в Пригородном районе Северной Осетии — между осетинами и вернувшимися ингушами.

2 этап

Начинается «парад суверенитетов», что в свою очередь подталкивает руководство СССР к создание нового Союзного Договора .

7 февраля 1990 года ЦК КПСС объявил об ослаблении монополии на власть, в течение нескольких недель прошли первые конкурентные выборы. Многие места в парламентах союзных республик получили либералы и националисты. И в течение 1990—1991 гг. все союзные, в т.ч. и РСФСР, и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими, что начало «войну законов».

Также ими были предприняты действия по контролю над местными экономиками, включая отказы выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Эти конфликты перерезали многие экономические связи, что окончательно ослабило экономику СССР.

До августовского путча объявили о независимости две союзные республики (Литва и Грузия), об отказе вступать в предполагавшийся новый союз ССГ и переходе к независимости объявили ещё четыре республики: Эстония, Латвия, Молдавия, Армения.

- С августа по октябрь 1990 года происходит «парад суверенитетов» автономных республик и автономных областей РСФСР. Большинство автономных республик провозглашают себя советскими социалистическими республиками в составе РСФСР или СССР.

Особое положение в этих процессах заняла «Чеченская революция»: произошло отделение Чеченской республики от Чечено-Ингушской, а затем и от РСФСР. Закончилось это войной между Россией и Чечней.

Положение в России было спасено тем, что в 1992 году Р.И.Хасбулатов инициировал подписание Федеративных Договоров о распределении полномочий между Центром и регионами РФ, что позволило стабилизировать положение в республике и в последующем полностью включить эти положения в Конституцию РФ 1993 года.

- Пытаясь хоть как-то спасти СССР, Союзное руководство проводит в марте 1991 года референдум, на котором проголосовало за «сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик» более 76 % (в том числе более 70 % в РСФСР и в Украинской ССР). Несмотря на эту победу, центробежные силы продолжают нарастать.

В шести союзных республиках (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения) всесоюзный референдум не проводился:

На основе концепции референдума с учётом его результатов предполагалось заключение 20 августа 1991 года нового союза — Союза Суверенных Государств (ССГ) как мягкой федерации.

3 этап. Союзный Договор - ГКЧП и развал СССР

Ряд государственных и партийных деятелей, под лозунгами сохранения единства страны и для восстановления жёсткого партийно-государственного контроля над всеми сферами жизни, предприняли попытку государственного переворота, известную как «августовский путч».

Поражение путча привело к краху центральной власти СССР, переподчинению властных структур республиканским лидерам и ускорению распада Союза. В течение месяца после путча объявили о независимости одна за другой власти почти всех союзных республик. Некоторые из них для придания легитимности этим решениям провели референдумы о независимости.

Референдум на Украине, проведённый 1 декабря 1991 года, на котором сторонники независимости победили даже в таком традиционно пророссийски настроенном регионе, как Крым, сделал по мнению некоторых политиков, в частности, Б. Н. Ельцина, сохранение СССР в любом виде невозможным.

14 ноября 1991 года семь республик из двенадцати (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) принимают решение о заключении договора о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) как конфедерации со столицей в Минске. Его подписание было намечено на 9 декабря 1991 года.

Однако 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, где собрались главы трех республик, основателей СССР, — Белоруссии, России и Украины ранние договоренности были отвергнуты Украиной.

Главы 3-х республик констатировали, что СССР прекращает своё существование, и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Подписание соглашений вызвало негативную реакцию Горбачёва, однако после августовского путча реальной властью он уже не обладал.

21 декабря 1991 года на встрече президентов в Алма-Ате (Казахстан) к СНГ присоединилось ещё 8 республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан.

СНГ было основано не в качестве конфедерации, а как международная (межгосударственная) организация, которая характеризуется слабой интеграцией и отсутствием реальной власти у координирующих наднациональных органов. Членство в этой организации было отвергнуто прибалтийскими республиками, а также Грузией (она присоединилась к СНГ только в октябре 1993 г. и заявила о выходе из СНГ после войны в Южной Осетии летом 2008 года).

Органы власти СССР как субъект международного права прекратили существование 25—26 декабря 1991 года. Россия объявила себя продолжателем членства СССР в международных институтах, взяла на себя долги и активы СССР и объявила себя собственником всего имущества СССР за границей. По предоставленным РФ данным, на конец 1991 года пассивы бывшего Союза оценивались в 93,7 млрд $, а активы — в 110,1 млрд $. Депозиты Внешэкономбанка составляли около 700 миллионов долларов.

25 декабря Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям», подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего Советских Вооружённых Сил и передал управление стратегическим ядерным оружием Президенту России Б.Ельцину.

Последствия распада СССР

Преобразования в России

Распад СССР привёл к практически немедленному началу Ельциным и его сторонниками широкой программы преобразований. Самыми радикальными первыми шагами были:

в экономической области — либерализация цен 2 января 1992 года, послужившая началом «шоковой терапии»;

в политической области — запрет КПСС (ноябрь 1991 г.); ликвидация системы Советов в целом (21 сентября — 4 октября 1993 года).

В июле 1991 года Президентом России был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях.

Межнациональные конфликты

В последние годы существования СССР на его территории был активно использован потенциал межнациональных конфликтов. После его распада большинство из них немедленно перешли в фазу вооружённых столкновений:

Карабахский конфликт — война армян Нагорного Карабаха за независимость от Азербайджана;

Грузино-абхазский конфликт — конфликт между Грузией и Абхазией;

Грузино-южноосетинский конфликт — конфликт между Грузией и Южной Осетией;

Осетино-ингушский конфликт — столкновения между осетинами и ингушами в Пригородном районе;

Гражданская война в Таджикистане — межклановая гражданская война в Таджикистане;

Первая чеченская война — борьба российских федеральных сил с сепаратистами в Чечне;

Конфликт в Приднестровье — борьба молдавских властей с сепаратистами в Приднестровье.

По данным Владимира Мукомеля, число погибших в межнациональных конфликтах в 1988—96 годах составляет около 100 тыс. человек. Число беженцев в результате этих конфликтов составило не менее 5 млн.человек.

Раздел Черноморского флота

Статус бывшего Черноморского флота СССР был урегулирован только в 1997 г. с разделом между Россией и Украиной. Несколько лет он сохранял неопределённый статус, и служил источником трений между двумя государствами.

Примечательна судьба единственного советского полноценного авианосца Адмирал Флота Кузнецов: он был достроен к 1989 г. В декабре 1991 г. ввиду своего неопределённого статуса прибыл из Чёрного моря и присоединился к российскому Северному флоту, в составе которого остаётся по сей день. При этом все самолёты и лётчики остались на Украине, повторное укомплектование произошло только в 1998 г.

Безъядерный статус Украины, Белоруссии и Казахстана

В результате распада СССР число ядерных держав увеличилось, так как на момент подписания Беловежских соглашений советское ядерное оружие дислоцировалось на территории четырёх союзных республик: России, Украины, Белоруссии и Казахстана.

Совместные дипломатические усилия России и Соединённых Штатов Америки привели к тому, что Украина, Белоруссия и Казахстан отказались от статуса ядерных держав, и передали России весь военный атомный потенциал, оказавшийся на их территории.

24 октября 1991 года принято постановление Верховной Рады о безъядерном статусе Украины. 14 января 1992 г. подписано трёхстороннее соглашение России, Соединённых Штатов и Украины. Все атомные заряды демонтируются и вывозятся в Россию, стратегические бомбардировщики и шахты для запуска ракет уничтожаются на деньги США. Взамен Соединённые Штаты и Россия дают гарантии независимости и территориальной целостности Украины.

5 Декабря 1994 года в Будапеште был подписан Меморандум, которым Россия, США и Великобритания обязались воздержаться от использования силы, экономического принуждения и созвать совет безопасности ООН для принятия необходимых мер в случае если возникает угроза агрессии по отношению к Украине.

В Белоруссии безъядерный статус закреплён в Декларации о независимости и в Конституции. Соединённые Штаты и Россия дают гарантии независимости и территориальной целостности.

Казахстан в течение 1992—1994 г. передаёт России до 1150 единиц стратегических ядерных вооружений.

Статус космодрома Байконур

Крупнейший советский космодром Байконур с распадом СССР оказывается в критическом положении — финансирование обрушилось, а сам космодром оказался на территории Республики Казахстан. Его статус урегулирован в 1994 г. с заключением с казахстанской стороной договора о долгосрочной аренде.

Итоги перестройки

Итоги перестройки неоднозначны. Михаил Горбачев и его сподвижники не достигли тех целей, которые они ставили перед собой в 1985 году. Им не удалось построить демократический социализм «с человеческим лицом» и эффективной экономикой. Эта неудача, конечно, не доказывает, что такое общество в принципе невозможно, но на практике советская система оказалась не реформируемой в духе демократического социализма.

Положительные стороны

По мнению историков, главный плюс перестройки в падении «железного занавеса», что, в конечном итоге, привело к совершенно новым дипломатическим отношениям со всем миром. Россия после перестройки, в глазах иностранцев, это абсолютно иная страна, дружелюбная и открытая, так же как и весь мир по отношению к ней. Другими словами, перестройка в России, Украине, Казахстане и других советских республиках привела к перестройке во всем мире.

Однако период перестройки, основные ее этапы сопровождались неудачами. Программа перестройки привела, в конце концов, к общей неустойчивости всех отраслей жизни. Экономика в период перестройки постепенно ухудшается, новая финансовая система после перестройки отличается особой нестабильностью. Вместе с тем, на окраинах огромного государства возникают идеи сепаратизма и первые национальные столкновения, которые, в итоге, и привели к распаду СССР во времена перестройки.

Отрицательные стороны

Начало 90-х годов – это настоящий кризис перестройки. Проблемы в экономике все более усугубляются, резко растет число недовольных и уровень криминала. Масштабный товарный дефицит, разочарование масс, антикоммунистические настроения довершили крах политики перестройки. Суть перестройки и ее основные направления, которые поначалу характеризовались, как совершенствование социализма, превратились в формирование рынка с особенностями перестройки национальной экономики по капиталистическому типу.

Прежнее значение и основные итоги перестройки были окончательно позабыты, когда начался «парад суверенитетов». Многие считают самым плохим последствием перестройки, ее минусом – распад советской системы, единства республик. Однако дальнейший анализ перестройки, ее результатов все же говорят о том, что перемены были неизбежны. Успехом перестройки в России считается современное ее состояние, формирование нового общества и его продолжающееся совершенствование.

Мое отношение к «перестройке» положительное, даже несмотря на то, что она была проведена не так как планировалось и принесла много трагедий. Но вместе с тем, «перестройка» кажется мне очевидной мерой решения существующих тогда экономических и политических проблем. И возможно провал «перестройки» был связан с тем, что эти реформы были проведены слишком поздно, они требовались на 15-20 лет раньше.

Да, «перестройка» была неудачной, но реформирования никакого не было больше 20 лет, время требовало плюрализма и гражданских свобод, гражданская инициатива гасилась. Из-за того, что легкая промышленность всегда забывалась, а финансирование получала только тяжелая промышленность, в стране был затяжной дефицит товаров, продолжалась «Холодная война» и введение войск в Афганистан – в итоге, все деньги спущены на войну. «Лечить» систему было слишком сложно. Единственное, что это нужно было делать постепенно.

Реформы Горбачева привели к распаду СССР, наверное, потому что регионы и до этого хотели больше независимости, только их желание теперь не подавлялось военным вторжением. Плюс, страна была слишком большой, и для модернизации лучше было отказаться от лишнего груза в виде очень больших территорий. Плюс, гражданская инициатива теперь только поощрялась. Все давно вело к распаду.


Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)