"Мы должны любить друг друга". История жизни политзаключённой
Недавно мне посчастливилось встретиться с графиней Тамарой Яковлевной Шереметевой – замечательным человеком с открытой и доброй душой. Она родилась в 1927 году во Франции. Однако ее семья вернулась в Советский Союз. В 1936–м, когда девочке было 9 лет, ее отца и мать расстреляли. Совсем ещё юную Тамару и двух её сестёр удочерил дядя. Так из СССР молодая графиня попала в Англию, где в 16 лет вышла замуж за английского лорда, начинающего дипломата.
В 1947 году дипломата отправили в Варшаву. Там Тамара Яковлевна с блеском окончила Хореографическую академию, а позже стала работать балериной. В этом же году многообещающую танцовщицу прямо с репетиции вызвали в кабинет начальника отдела кадров. Она увидела людей в форме и все поняла. Сотрудники НКВД советской России самоотверженно трудились в Восточной Европе. Арест, одиннадцать месяцев в одиночной камере, многочасовые допросы и, наконец, приговор военного трибунала по статье 58.1а – враг народа, изменник Родины. «Английскую шпионку» приговорили к расстрелу, затем наказание «смягчили» двадцатью пятью годами заключения.
Ватные брюки на дырах, старая телогрейка, ботинки 44-го размера, у которых носы изъели мыши, портянка, замотанная на голове вместе шапки, да еще порядковый номер 235 - вот все имущество бывшей леди. С утра поверка, на которую нужно было вскочить очень быстро, иначе сыпались удары резиновых дубинок. В столовой – жестяная банка с кипятком и маленький кусочек сахара-рафинада. В обед на работы привозили кашу-размазню. Миски на лютом морозе никогда не мыли. Ложек не было и еду слизывали прямо со стенок. Баню каторжане принимали раз в месяц, получив сантиметровый обмылок и миску-«шайку» кипятка. Одежду не стирали, а дезинфицировали в «прожарке». Сама Тамара Яковлевна говорит, что на Колыме её спасало то, что она, будучи балериной, привыкла мало кушать и держать диеты. Благодаря этому она и выжила в столь суровых условиях.
Так Тамара Яковлевна провела 5 долгих лет. Однако, несмотря на то, что в России она претерпела все тяготы жизни, именно нашу страну она считает своим домом. Она говорит: «То, что было – прошло. Я всё прощаю».
Русскую графиню спасла хрущевская «оттепель». В 1955-м генеральный секретарь подписал указ об освобождении политзаключенных.
«Для меня Россия – мачеха. Столько настрадалась я здесь. Но я всё равно люблю её всем сердцем, переживаю о её будущем», - говорит графиня.
По её мнению, русские люди от других наций отличаются простотой и добротой. Они всегда с душой нараспашку. Кроме того, Тамара Яковлевна отмечает щедрость русского народа. Она рассказывает о том, что её ученики часто приходят проведать её, приносят продукты, ухаживают за неё, благодарят за то, что она сделала для них. В этом проявляется любовь между учеников и учителем.
Прожив долгих 92 года, Тамара Яковлевна отмечает: «Все одинаковые. Что уборщица, что графиня. В этом я убедилась лично».
Её нелицеприятие и любовь к ближним не может не восхищать. Настолько прекрасных людей с чистым и добрым сердцем, и так много претерпевших, несчастий встретишь нечасто.
«Мы должны любить друг друга и тогда нас ждёт светлое будущее. Любите друг друга, не озлобляйтесь», - такими словами Тамара Яковлевна завершила рассказ о своей жизни.
Да, мы действительно должны любить друг друга. Графиня Шереметева подала нам прекрасный пример в этом.
Источник