Жреческая тайная бюрократия

Поделиться:

Как тайные римские обряды превратились в рутину.  Жреческие коллегии были организованы по модели римских коллегий. Собрания проходили так же, как и все собрания общин. Как правило, магистр («начальник»), избранный членами коллегии, был их председателем; он при необходимости заменял себя вице-председателем (про-магистром ). «Начальник» понтификов, верховный понтифик, непосредственно избирался народом и был председателем всю жизнь. Начиная с Августа эта в высшей степени престижная функция была закреплена за всеми императорами. В религиозных службах, проводимых жрецами, верховные полномочия часто осуществлялись двумя лицами, из которых одно было активным и было связано со временем (давало свое имя году, избиралось, созывало коллегии, действовало, издавало указы и т.п. от имени своих коллег), в то время как другое оставалось пассивным (оно диктовало формулу, произносимую первым, помогало в отправлении обряда, было «взятым», «схваченным», а не избранным). 

Каждая жреческая коллегия располагала официальной резиденцией, финансовыми средствами и общественными рабами, предназначенными для административных и ритуальных задач. Каждый жрец располагал, кроме того, калатором, то есть служителем который, как правило, был одним из его отпущенников. Служители образовывали коллегии, в компетенцию которых входило ведение текущих дел своих патронов и выполнение некоторых побочных ритуальных задач, например таких, как искупления.

До II в. до н.э. жреческие коллегии кооптировали своих членов. Затем их автономия была урезана. С конца III в. до н.э. верховный понтифик избирался трибутными комициями из трех кандидатов, представленных коллегией понтификов. Та же процедура была установлена в 196 г. для эпулонов После первой неудачной попытки, предпринятой около 145 г., эта система была распространена на три главные коллегии Домициевым законом 104/103 г. до н.э. В случае смерти участника данной коллегии каждый ее член имел право предлагать кандидата. В этом случае он обращался к трибутным комициям, т.е. к семнадцати трибам, определенным по жребию перед голосованием, чтобы избирать будущего жреца из предложенных кандидатов. Сразу после выборов будущий жрец кооптировался данной коллегией. Некоторые жрецы, такие как, например, авгуры или фламины, были равным образом «инавгурированы». В эпоху Империи выборы главных жрецов эволюционировали вместе с комициальной системой.


Начиная с Тиберия, фактические выборы происходили в сенате, но по меньшей мере до Домициана каждое избрание формально утверждалось голосованием трибутных комиций. Фламины и весталки были «взятыми» верховным понтификом. При Империи, когда Август приказал снова занять должность фламина Юпитера, были реформированы некоторые правила, определявшие выбор жрецов. Тем не менее, суть этих правил осталась в силе, так что было трудно найти кандидата (кандидаток), которые отвечали бы всем критериям: так, чтобы стать фламином, нужно было состоять в браке, заключенном согласно древнему обряду, от которого отказалось большинство знатных патрицианских семей. Чтобы иметь возможность обеспечить кандидатами все патрицианские жреческие должности, императоры должны были постоянно создавать новых патрициев, так как древние роды мало-помалу исчезали.


По окончании гражданских войн будущий Август получил привилегию предлагать кандидатов на все вакантные жреческие места, что позволяло ему косвенно контролировать решения коллегий, поскольку эти кандидаты никогда не терпели поражения. Затем он постепенно был избран во все коллегии и мог не использовать свою привилегию. В эпоху Республики совмещение главных жреческих должностей было запрещено Домициевым законом, который даже пытался помешать двум близким родственникам состоять в одной жреческой коллегии. Со времени Тиберия император обязательно избирался и кооптировался во все коллегии во время своей инвеституры, что позволяло ему контролировать все жреческие постановления. В эпоху Республики не все жрецы главных коллегий принадлежали к сенаторскому сословию. В конце этого периода все главные жрецы были сенаторами, чуть меньше половины их были патрициями. Неизвестно, каким стало при Империи традиционное распределение мест между патрициями и плебеями.
2018-2019 BUKA-BUKA. Все права защищены. NatPress.NET. Медиа Холдинг Разработка Бюро Дизайна AiiA.SU
х