Рисунки Достоевского: графическое наследие писателя
«Преступление и наказание», «Бесы», «Идиот», «Братья Карамазовы» – эти и другие не менее прославленные произведения величайшего русского классика известны всему миру. Однако не все знают о графическом наследии, которое оставил после себя писатель. Украшая поля своих записных тетрадей грифельными и чернильными набросками, Достоевский искал «свою» художественную форму, потому все его рукописи представляют собой совокупность отличающихся друг от друга оригинальных стилей. Литератор строго разделял свое художественное творчество на три мотива: портреты, архитектурные зарисовки и каллиграфию. Портреты известных литературных персонажей красовались на полях «Записок из Мертвого дома», «Преступления и наказания», «Идиоте», «Братьях Карамазовых» и «Бесах». Помимо Раскольникова, Мышкина и Ставрогина, Фёдор рисовал Наполеона Бонапарта, Николая Первого, а так же своих не менее известных современников – Тургенева и Белинского. Имея архитектурно-инженерное образование, Достоевский мастерски изображал готическую архитектуру, передавая изысканность и великолепие этого стиля. Наибольшее количество архитектурных рисунков содержится в рукописи «Бесы». Почерк писателя требует отдельного внимания. Для каждой выражаемой мысли в арсенале писателя имелся свой совершенный почерк, а каждое выведенное им слово раскрывалось целым кладезем художественных образов. Разнохарактерный почерк литератора можно наблюдать в рукописях «Идиот» и «Преступление и наказание». Просматривая рукописи Достоевского, можно сделать вывод, что для мастера столь безупречного письма рисование было не просто увлечением, а способом окунуться в художественный мир, откуда он черпал вдохновение для создания «обликов» новых произведений, обреченных на всемирную известность.