Когда я была маленькой (когда так говорю, сразу такой взрослой себя чувствую! ) и училась в школе, на уроке физкультуры наш класс разделили на две половины и отправили играть в вышибалу (кажется, так называется). Когда одна команда выиграла, а вторая - проиграла (не помню, в чьей команде я была), физручка (пардон, учительница физкультуры, просто мы её так называли), торжественно, с апломбом, объявила:
ПОБЕДИЛА ДРУЖБА!
... и наградила обе команды какими-то плюшками.
Вспомнила эту историю, когда на детской площадке увидела соперничество двух мальчишек, кто быстрее добежит до линии. Один всегда добегал быстрее, второй - опаздывал и, соответственно, постоянно проигрывал. Мамы, чтобы не обижать проигравшего, так же торжественно объявили, что победила дружба.
Ок, все мы выросли в Советском Союзе, где всё было общим: и победы, и поражения, была коллективная ответственность, общие радости и горести, ошибки и достижения. Но времена изменились, сейчас мы живём в условиях конкуренции и соперничества.
Так какой вывод сделают эти два мальчика? Выигравший - что не нужно напрягаться, если вкуса победы он так и не почувствует. Что не нужно быть сильнее, быстрее, эффективнее, потому что это не будет вознаграждено (призами, наградами, признанием, одобрением).
Проигравший - что не нужно напрягаться, потому что каким бы слабым и хилым ты ни был, "побеждает дружба", а значит, он не проиграл, он не слабее. Что можно получить поощрения и одобрения за старания, а не за результат.
Где в реальной, взрослой жизни можно увидеть подобные условия? Да нигде! Начальнику плевать, сколько ночей ты не спал перед сдачей отчёта: если отчёт не сдан, то тебя лишат премии! Родственникам больных всё равно на то, что ты очень старающийся хирург, если ты - плохой хирург!
Оба мальчика перестали играть и оба ушли недовольные. Казалось бы, такой примирительный жест направлен на сохранение дружбы, на поиск компромисса, на научение играть ради игры, а не ради победы.
Но наша сегодняшняя реальность такова, что побеждает сильнейший, а не дружба. Что приз не делится пополам, а достаётся тому, кто придёт к финишу первым. Что вперёд, к успеху, прорывается тот, кто сильнее, эффективнее, кто выдаёт лучший результат, а не тот, кто много и долго старался. И к этому нужно готовить детей.
Нужно уметь выигрывать с достоинством и уважением к проигравшему сопернику. Нужно уметь проигрывать, с сохранением лица и уважением к победившему сопернику. Сохранить при этом мотивацию к улучшению своих умений и способностей, готовность продолжать играть, несмотря на проигрыш.
И, конечно же, и при победе, и при поражении, не забывать наслаждаться игрой! :)
© Анна Максимова, психолог
Вы можете записаться к Анне Максимовой на консультацию. Напишите администратору группы, чтобы получить краткую информацию и узнать об условия консультации: https://vk.com/id336622027