» » » Можно ли заработать, продавая старые издания?

Можно ли заработать, продавая старые издания?

Можно ли заработать, продавая старые издания?
Советы
admin
Фото: BUKA-BUKA
13:53, 30 сентябрь 2018
840
0
В советские времена, когда не хватало денег дожить до получки, интеллигентные люди снимали с полки книгу и шли на Кузнецкий мост ее продавать. Здесь по выходным тусовались книголюбы. Книга, как теперь квартиры, была средством вложения капиталов. Роман о приключениях д’Артаньяна и его товарищей служил мерой всех вещей. За «Двадцать лет спустя», «Королеву Марго» и прочие бестселлеры (1 рупь 50 коп. по номиналу) на рынке можно было получить от 15 до 50 рублей. Или 15 суток -за спекуляцию. Нынче на «Королеве Марго» много не заработаешь. Книжного дефицита больше нет, и по ночам люди не стоят в очередях, чтобы подписаться на собрание сочинений Достоевского или Чехова. Но книжный рынок по-прежнему существует, и на нем можно зарабатывать. О том, как это сделать в Москве, рассказывает наш корреспондент.
В советские времена, когда не хватало денег дожить до получки, интеллигентные люди снимали с полки книгу и шли на Кузнецкий мост ее продавать. Здесь по выходным тусовались книголюбы. Книга, как теперь квартиры, была средством вложения капиталов. Роман о приключениях д’Артаньяна и его товарищей служил мерой всех вещей. За «Двадцать лет спустя», «Королеву Марго» и прочие бестселлеры (1 рупь 50 коп. по номиналу) на рынке можно было получить от 15 до 50 рублей. Или 15 суток -за спекуляцию. Нынче на «Королеве Марго» много не заработаешь. Книжного дефицита больше нет, и по ночам люди не стоят в очередях, чтобы подписаться на собрание сочинений Достоевского или Чехова. Но книжный рынок по-прежнему существует, и на нем можно зарабатывать. О том, как это сделать в Москве, рассказывает наш корреспондент.

Прежде всего, окинув взглядом свои книжные полки, я составляю список книг, которые за последние десять лет не брал в руки. Места в шкафах не хватает, появляются новые издания, и старыми приходится жертвовать. Быстро набросав перечень из десяти собраний сочинений, отправляюсь в проезд Художественного театра - в самый известный букинистический магазин столицы. Увы, известного магазина найти не могу. МХАТ есть, «Педагогическая книга» есть, «бука» нет. На его месте расположился итальянский ресторан. Понятное дело, спрос на книгу в стране упал, и букинистам пришлось потесниться.

Зато на Тверской в магазине «Москва» жизнь кипит. В букинистическом отделе очередь. Чтобы сдать принесенные тома, надо предварительно записаться, потом согласовать список книг, которые вы собираетесь продать. Впрочем, оценить можно и самому, достаточно взглянуть на стеллажи магазина. Здесь весь «джентльменский набор» книголюба 60-70-х годов. Не мудрствуя, составляю реестр из десяти собраний сочинений, которые у меня дома, и прикидываю, сколько на этом можно заработать.

Скажем, восьмитомник Анато-ля Франса. За него 30 лет назад я заплатил 100 рублей. Это была месячная зарплата молодого специалиста. Сегодня я за него могу получить 400 рублей. Из этой суммы надо вычесть 30 процентов комиссионных, которые возьмет себе магазин. Остается 280 рублей. Стоит ли овчинка выделки? Это каждый решает сам. А общая сумма от продажи моего комплекта составила 16,5 тысячи рублей.

Цена, уточняет эксперт магазина, зависит от состояния конкретного экземпляра. Тот же Мопассан в хорошем состоянии может стоить 2 000 рублей. Цены, которые я привел, это цены конкретных экземпляров, выставленных на продажу. Если не считать Шекспира, 117 томов продаются за 11,5 тысячи рублей. В среднем за том - 100 рублей. Причем деньги, предупреждает товаровед Татьяна Сергеевна, вам заплатят только после того, как ваши книги будут проданы.

Значит, продажа старых книг не слишком прибыльное занятие?

- Сегодня в букинистический
магазин люди сдают книги, которые уже давно прочитаны и которые им не нужны, - поясняет товаровед. - Эти книги издавались миллионными тиражами, и, конечно, только единицы прочитали хотя бы половину из 30 томов Диккенса. Но тогда покупать собрания сочинений было модно. В наш рационалистический век дома имеет смысл держать только книги, которые собираешься читать. Кто сегодня читает Анато-ля Франса или Алексея Толстого? Те, кто приносят эти книги в букинистический магазин, видимо, сегодня читают другие книги. Или предпочитают смотреть телевизор. В этом случае 16 тысяч рублей - неплохой приработок.

-    Но надо иметь в виду, поясняет товаровед, - все книги, которые продаются в букинистическом отделе, делятся на две группы: букинистические и антикварные.
Букинистические - это тома, изданные после 1940 года. Цены на них не очень высокие. Другое дело - антиквариат. Старые книги сегодня - настоящее достояние. 88 томов Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, выпущенной в 1907 году, сегодня стоят как корейский автомобиль - 450 тысяч рублей. А коронационный альбом Николая II продается за миллион рублей.

-    Есть люди, - продолжает вводить меня в курс дела сотрудник магазина, - которые специализируются на покупке и продаже старых книг. Они ездят по стране и приобретают у людей старые книги, старые вещи. Дело это совсем не столь простое, как может показаться на первый взгляд. Современная техника позволяет скопировать старую книгу, подделав бумагу, шрифты. Разумеется, 88 томов энциклопедии никто подделывать не станет. Нет смысла. Но «ретро» можно купить, например, в маленьком городе Мышкине. Если будете летом на пароходе проплывать через старые русские города, население которых отчаянно пытается продать свои самоделки (скатерки, половички, вырезанных из дерева «человеков»), поспрошайте. А можно, никуда не выезжая, прихватить нечто достойное в антикварном магазине и через несколько лет продать.
Выгодно ли? За шесть лет цены на антиквариат выросли в пять раз!

Воспользовавшись советом букинистов, я отправился в антикварный салон на Беговую.

Нам не дано предугадать будущее, заглянуть в него. А в прошлое заглянуть можно. Но за это надо платить. На чем и держится антикварный бизнес. И когда на моих глазах на антикварном аукционе в Москве обычная черно-белая фотография (29х39) была продана за 14 тысяч рублей, я не удивился. Я почувствовал дыхание той эпохи. На фото был запечатлен визит русского царя Николая II во Францию в октябре 1896 года.

За ту же цену ушла с молотка и фотография «Юрий Гагарин на отдыхе в санатории Министер-
ства обороны СССР» с автографом первого космонавта и дарственной надписью: «Юрию в память о гурзуфском волейболе».

Кстати, аукцион по продаже антикварных открыток салон проводил в первый раз. Открытки начала прошлого века «улетали» по цене - 500-1000 рублей за штуку. И назывались-то они как! «Вам сказка, а мне бубликов связка», «Тетка Маланья пекла оладьи, а дедушка Елизар все пальчики облизал». Между прочим, печатались эти открытки в издательстве Лапина в Париже в 1900-е годы. За 5500 рублей ушли 6 открыток (полная серия) «Петербургские типы конца XVIII века». Согласитесь, любопытно взглянуть, как выглядели наши соотечественники и сама Москва 100 лет назад. По 800 рублей были проданы открытки с видами Кузнецкого моста, Черниговского переулка, Арбата, Мясницкой. А 10 открыток серии «Герои войны 1812 года» были проданы за 6000 рублей. Но рекордсменом стала прошедшая почту открытка «Москва», на обороте которой значилось: «Пропущено цензурой 18 ноября 1895 г.». Ее купили за 10 000 рублей. 400 долларов - за открытку!

Однако самые интересные события происходили в классических разделах антиквариата - на нумизматическом и букинистическом стрингах. Так, «Двадцать четыре основные пасьянса» в коленкоровом переплете (СПб 1880 г.) продали за 15 тысяч. А книгу В.Бахирева «Русский карточный игрок» (1879 год), в которой дается «Полное и ясное изложение правил всех новейших карточных игр с приложением карточных фокусов», купили за 28 тысяч рублей. Понятное дело, интерес к карточным гаданиям и фокусам не стареет.

А вот сборник в память поэта Н.Некрасова со статьями Ф. Достоевского, Г.Успенского, Я.По-лонского, изданный в 1878 году, был снят с продажи. Не нашлось желающих купить его за 12 тысяч (такова была стартовая цена.)

Покупателя можно понять -всем хочется научится гадать, показывать карточные фокусы, а там, глядишь, через 5-10 лет эту книжку можно будет продать за 50 тысяч.

А вот «Новая поваренная книга, состоящая из 709 правил, по которым всякой может желаемое кушанье приготовить, а также может садовые и плодовые плоды сушить... и впрок запасать». Эти «правила» были изданы в Петербурге в 1825 году и куплены в Москве в 2007 году за 30 тысяч рублей.

Впрочем, есть, оказывается, спрос не только на литературу об игре в карты. Жаркие баталии развернулись в борьбе за «Почтовую карту Европейской и Азиатской России с указанием станций и числа верст между ними». Составленная с разрешения Военнотопографического депо, с планами Одессы, С.-Петербурга, Кие-
ва, Варшавы, Москвы и прочих российских городов, изготовленная на тканевой основе, карта была продана за 24 тысячи рублей.

Еще больший ажиотаж вызвала книга с интригующим названием: «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле, многими рисунками снабженная. В коей кратко, но ясно толкуется: какое детородные женские части имеют строение, коим образом надлежит пособлять беременным при родах, их младенцам во время младолетства. Издан сей труд во граде Петра в 1786 году... с приложением, в коем приведены исследования многих злоупотреблений, бывающих причиной уродств, человеческое тело обезображивающих». При стартовой цене в 1000 рублей этот лот «ушел» за 50 тысяч рублей.

Впрочем, у многих может сложиться впечатление, что на букинистических аукционах пользуются успехом сугубо «практические» книги. Это не так. За ту же цену, что и «Поваренная книга» (30 тысяч рублей), было продано изданное в Лейпциге в конце ХГХ века «Собрание свободных русских песен и стихотворений». За 50 тысяч были проданы «Записки вице-адмирала Василия Михайловича Головина, русского мореплавателя и путешественника, сделанные в плену у японцев, где он пробыл с 1811 по 1813 год». Головин описывает свое полуторалетнее пребывание в неволе, быт и нравы японцев.

Одними из самых дорогих лотов стали книги классиков. За 60 тысяч рублей были проданы ставшие библиографической редкостью первое научное собрание сочинений в 7 томах А.С.Пушкина (издание П.Анненкова, 1855-1857 годы) и «Сочинения в стихах и прозе» классика украинской литературы Григория Сковороды (1861 год). Настоящая битва развернулась во время торгов из-за книги М.Пинегина «Казань в ее прошлом и настоящем». Это очерки по истории и «современному» описанию города, с хромолитографированным планом города, видами и его гербом. Лот, выставленный на продажу за 35 тысяч рублей, стал рекордсменом - книга о Казани была продана в результате жаркой битвы за 70 тысяч.

А вот книга «Нищие на Святой Руси» русского историка, этнографа и публициста Ивана Гавриловича Прыжова, посвященная
истории народного быта, не нашла покупателя: жизнь нищих никого не интересует.

Зато деньги, в том числе и старые, иностранные, даже вышедшие из употребления, людей привлекают. Покупают и продают монеты в основном коллекционеры. Так что простому смертному на этом рынке делать нечего. Определить, сколько стоит та или иная монета, трудно. Представьте себе: Франция,. 20 франков 1831 г. Золото 6,43 грамма. Стартовая цена 5500 рублей. Вот за эти двести долларов и уходит неведомо как попавшая в Россию французская денежка. А наш российский серебряный рубль, 1859 г., выпущенный по случаю открытия знаменитого памятника Николаю I, конь которого балансирует на двух ногах в Петербурге, был продан на аукционе за 26 000 рублей. Как говорится -почувствуйте разницу.

И французские медали времен Наполеона, оказывается, ценятся не слишком высоко - 7 000 рублей. За такую сумму была продана настольная медаль «В память водружения французского орла на Борисфене (река Днепр)» 1812 г. Настольная медаль «В память завоевания Наполеоном Египта» (1798 г.) была продана на аукционе за 9 тысяч рублей. Столько же стоит французская медаль «В память сражения при Аустерлице». А вот русская медаль «На взятие Ревеля. 29 сентября 1710 г.» в полтора раза дороже. Ее оценили в 14 000 рублей.

Весьма показательно, что абсолютным «чемпионом» на торгах в разделе нумизматики стал 173-й лот - золотой червонец 1923 года, выпущенный в РСФСР. Российский золотой при стартовой цене 47 500 был продан на торгах за 70 тысяч рублей. Золотой червонец - очень редкая монета. Чеканились советские червонцы по образцу последних золотых царских монет, и, как правило, они находятся в очень хорошем состоянии. И ничего удивительного в этом нет, поскольку он не поступил в обращение. Видимо, Сталин, который фактически уже пришел к власти, считал, что деньги нужны для того, чтобы без них обходиться. Если вам эта идея близка - покупайте антиквариат. Это деньги, на которые приятно смотреть.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)